Презентация по теме: История развития экологии. Выполнил: Костромин Д.И. Проверила: Речкина С.А. МОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа»
введение С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц др.
Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведенья об их образе жизни.
Аристотель ( до н.э.) в своей «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т.д.
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в одоленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли шведский ученый Карл Линней ( ) и французский исследователь природы Жорж Бюффон ( )
Большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполненными учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.
Среди тех ученых нужно выделить Степана Петровича Крашенинникова( ), Ивана Ивановича Лепёхина( ) и Петра Симона Палласа( ).
Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк( ). Он считал что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды. Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк( ). Он считал что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Профессор Московского университета Профессор Московского университета Карл Францевич Рулье( ) в своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений из среды. Карл Францевич Рулье( ) в своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений из среды.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого- естествоиспытателя Чарльза Дарвина( ) – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого- естествоиспытателя Чарльза Дарвина( ) – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Немецкий биолог Эрнест Геккель( ) который в 1866 г. Предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, Экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия.
Большой вклад в ее развитие в ХХ в. внесли всемирно известные ученые-ботаники Климент Аркадьевич Тимирязев( ), Василий Васильевич Докучаев( ), Владимир Николаевич Сукачев( ) и ряд других.
Крупнейший русский ученый ХХ в. Владимир Иванович Вернадский ( ) создавал учение о биосфере. В этом учении он показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.
В конце жизни Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». В конце жизни Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с основанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества. Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с основанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
В изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, большую помощь оказывают экспериментальные методы. Однако экология отнюдь не является лабораторной наукой. Совершенно очевидно, что взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой могут быть изучены наиболее полно лишь в природе.
Таким образом, современная экология – универсальная бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.