Презентация по психологии мотивации На тему: «Мотивация учебной деятельности» Выполнил: Гаврилов В.Г. Проверил:Варицкий Ю.А.
Под мотивами учебной деятельности понимают все факторы, обусловливающие появление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.
1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Г. Розенфельд 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Существует множество научно-исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.
Такая мотивация не приводит к успешным результатам 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).
2.Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2 а.Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. 2 б.Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.). Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения
Принято различать две большие группы учебных мотивов: социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми) познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения)
1) Широкие познавательные мотивы Познавательные мотивы включают: 2) Учебно-познавательные мотивы 3) Мотивы самообразования
Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы состоят в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями.
Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.
Учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
Мотивы самообразования состоят в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).
Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы 2) узкие социальные мотивы 3) Мотивы социального сотрудничества
Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных. Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.
Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.
Мотивы социального сотрудничества состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.
А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов. А. К. Маркова
Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.
Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.
Спасибо за внимание!