– ОСОБЫЙ ВИД ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, В КОТОРОМ ВМЕСТО АКТЕРОВ (ИЛИ НАРЯДУ С АКТЕРАМИ) ДЕЙСТВУЮТ КУКЛЫ. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.
В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм. Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных: по принципам социального функционирования; по видам театральных кукол и способам их управления.
А) Ритуально-обрядовый Классификация по принципам социального функционирования. В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол. А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.
Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.
2) Народный сатирический кукольный театр Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра.
В) Кукольный театр для детей Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.
В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: – иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); – театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); – лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).
Конец