МБОУ «Березовская СОШ» Психологическая поддержка выпускников в период подготовки и сдачи ГИА Подготовила: педагог-психолог Диденко О.А. с. Березовка, 2016
Анкета «Шкала согласия» Выразите степень своего согласия по пятибалльной шкале (0-совершенно не так, 5 – совершенно точно) 1. Я достаточно знаю об основном государственном экзамене 2. Думаю, что сдать этот экзамен моему ребенку по силам 3. Стараюсь оказать посильную помощь ребенку в подготовке к ГИА
Успешная подготовка ребенка к ГИА зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи.
Роль родителей в подготовке выпускников к ГИА Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись.
Огромное значение имеет питание Когда мы зубрим, то нам нужна хорошая память, внимание, быстрая мысль, хорошо подвешенный язык, а также мозг, снабженный кислородом. Питание для памяти это фрукты и овощи. Для того, чтобы улучшить свое внимание, стоит ввести в свой рацион орехи, лук, морские продукты. Для быстрого мышления нужны продукты с большим содержанием витамина C лимоны, ананасы, капуста и многие другие.
Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой Безусловно, для нас самих период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что ГИА они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.
Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).
Существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им темы, кому-то нужно помочь составить планы. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?» Методические материалы по психологическому сопровождению выпускников размещены на сайте Алтайского краевого центра диагностики и консультирования (ppms22.ru) для родителей: в рубрике «Родителям_Помощь перед экзаменами», в этой же рубрике размещена видеолекция «Ваш ребенок выпускник». Консультацию по организации психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ (ОГЭ) можно получить у школьного психолога или специалистов Алтайского краевого центра диагностики и консультирования (г. Барнаул, пр. Ленина, 54 а).