«Игры для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста» презентация для фестиваля «СИТО» Подготовила: учитель-логопед Куляк Светлана Сергеевна
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Ребенок с самого рождения открывает для себя волшебный мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Именно поэтому необходимо развивать интерес к речи с помощью игр как можно раньше. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
«Речевые игры как основа развития и коррекции речи детей». Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
1. «Я знаю пять...». Ребёнок называет 5 предметов. Это могут быть имена, названия растений, животных, игрушек и т.д.
2.«Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; колючий... и т.п.
3.«Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением. Морковь сладкая, а редька... Зима холодная, а лето... и т.п.
4. «Загадай-ка». 5. «Угадай-ка». 4. Ребенку предлагается описать предмет (мяч, яблоко, кошку, снег и т.д.) по следующей схеме: Какого он цвета? На что он похож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? 5. Взрослый описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово.
6. «Лото». Играя в лото, взрослый отдает картинку, если ребенок правильно её называет.
7. «Загадки-описания». Предложите ребенку отгадать загадки: Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.) и т.п.
8. «Назови детёнышей животных». Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку. У кошки- котенок. У лося-...У ежа-...
9. «Закончи предложение». Ребенку предлагается подобрать нужные слова. Животное, которое мяукает, называется... У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
10. «Подбери общее понятие». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия: яблоко, груша - фрукты; стул, шкаф -...; ботинок, сапог -...; кукла, мячик -... и.т.п.
11. «Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
12. «Назови ласково». Взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково». Салат- салатик, угол-уголок, Кусок -кусочек, и т.п.
13. «Один и пять». 14. «Один и много». Взрослый говорит ребенку: « Я брошу тебе мяч и назову один предмет, а ты, возвращая мяч, назовешь пять (много) таких предметов».
15. «Подумай и ответь». Ребёнку предлагается ответить на вопрос одним словом. Чем рубят дрова? Топором. Чем копают яму? Лопатой. Чем питается белка? Орехом.
16. «В зоопарке» Рассматривая животных, взрослый просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?» Это олень. За оленем. Это филин. За филином. И т.п.
17. «Образуй слова». Взрослый просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. Мед из липы -липовый мед. Пол из дуба -дубовый пол. Лес из елей -еловый лес.
18. «Составь рассказ». Ребёнка просят разложить серию картинок и придумать по ним рассказ.
Уважаемые родители, играйте с детьми! Помните: сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха ребёнка!