ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Искусство XVI в. все теснее связывает свои судьбы с интересами государства. В царствование Ивана Грозного государство переходит к осуществлению непосредственного контроля над развитием искусства. Стоглавый собор 1551 г. регламентирует не только взаимоотношения мастера-живописца и ученика, но также художественный процесс и его результаты, канонизируя освященные веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать старые «греческие письма» и композиции Андрея Рублева. В их произведениях звучат политические мотивы. Так, на стенах Золотой палаты Кремлевского дворца в символических изображениях разворачивается художественная композиция на тему о сущности и значении царской власти.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Основной задачей искусства XVI века становится прославление Русского централизованного государства. Это расширяет его идейное содержание, придает политический смысл многим произведениям живописи того времени. Во второй половине этого столетия строгая регламентация сюжетов, иконографических переводов и образцов сковывает творческое развитие искусства, зачастую придает ему холодный, официальный характер. Вместе с тем в искусство XVI века проникает все больше светских мотивов и образов, все больше живых, занимательных сцен.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА На протяжении XVI в. в древнерусской живописи происходят весьма важные изменения. Существенно расширяется ее тематика. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и к легендарно-историческому жанру. В связи с этим в художественное творчество все более проникают жанровость, интерес к быту, все чаще в композициях появляются русские «реалии», русская архитектура сменяет условную «эллинистическую».
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. Происходит усиление контроля церкви над работой художников с целью воспрепятствовать свободному «само мышлению». В XVI в. распространяются «иконописные подлинники», лицевые и толковые, в которых регламентировалась иконография изображения основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей. Важные изменения произошли в XVI в. и во внешнем облике икон. Их чуть ли не обязательной принадлежностью является серебряный басманный или чеканный оклад. Образ человека в иконописи XVI в. становится более приземленным, лишается той высокой духовности, того внутреннего благородства, которыми наделяли его мастера XV столетия.
ДИОНИСИЙ (около 1440 – после 1503) Дионисий ведущий московский иконописец конца XV начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Дионисий был мирянином знатного происхождения. В семье Дионисия, как и в семьях ряда других художников его времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с ним в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих, монастырских заказов принимали участие его сыновья Владимир и Феодосий.
ДИОНИСИЙ. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА Ранний период творчества в Пафнутьево-Боровском монастыре, росписи собора Рождества Богородицы Создание иконостасов в Успенском соборе Московского Кремля и в соборе Углича, икона "Богоматерь Одигитрия" е - Создание фресок алтарной преграды Успенского собора е - Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре, иконы для соборной церкви Успения Богоматери Икона Успенского собора Кремля "Успение", икона "Распятие" для Павло- Обнорского монастыря, житийные иконы "Митрополит Алексий" и "Митрополит Петр" Создание фресок в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
ДИОНИСИЙ. СТИЛЬ РАБОТЫ Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Стремление к грациозности и изяществу подчеркивают длинные, богато украшенные одеяния персонажей. Колористическая гамма сильно высветляется, основную роль играют крупные цветовые пятна, повышается роль силуэта. Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов, что обусловлено отчасти обильным применением белого цвета, который как бы высветляет находящиеся рядом цвета. Он избегает резких контрастов, предпочитая приглушенную гамму, цвет берется как будто не в полную силу.
РАБОТЫ ДИОНИСИЯ Богоматерь Одигитрия, 1482 г. Спас в силах. Средник деисусного чина. Распятие, 1500 г. Уверение Фомы. Успение Богоматери
РАБОТЫ ДИОНИСИЯ. ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ Роспись портала церкви Рождества Богородицы в монастыре Роспись южного свода Рождественского собора монастыря «Изображение святого». Фреска собора монастыря. «О Тебе радуется». Фреска Рождественского собора монастыря.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Монументальная живопись XVI в. известна прежде всего по столичным памятникам. В 1508 г. сын Дионисия Феодосий расписал Благовещенский собор в Кремле (фрески были переписаны в 1566 г.). В стенописи возвеличивался московский великокняжеский род как преемник власти киевских и владимирских князей и императоров Византии. Около 1530 г. или в середине столетия был расписан Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Среди фресковых циклов XVI в. особое место принадлежало утраченной ныне росписи Золотой палаты царского дворца ( ), реставрированной в XVII в. Как здание светского назначения она была украшена «бытийским письмом». На стенах и сводах Золотой палаты можно было видеть изображения событий и героев библейской истории, средневековой космогонии, олицетворения природных явлений и времен года, аллегории «Целомудрия», «Правды», «Безумия» и т.д., портреты русских князей и легендарно- исторические циклы, посвященные князьям Владимиру Святославичу и Владимиру Мономаху. Роспись прославляла молодого царя Ивана IV, его военные успехи, сопоставимые с подвигами библейских героев, и отражала основные политические концепции московской публицистики этого периода.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА Сретение. Клеймо иконы Воскресение. 2-ая пол. XVI в. Рождество Иоанна Предтечи. Конец XVI в. Архангел Гавриил. XVI в.