Сравнительный анализ педагогических систем, на предмет индивидуализации образования. Выполнили: Герасимова Е.А. Курбанова Л.А. Евстигнеева А.А.
Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746, Цюрих 17 февраля 1827, Бругг) Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: Ф. В. А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. А. Хованский.
Эпоха Его прогрессивные педагогические взгляды прежде всего формировались под влиянием швейцарского общественно - демократического движения 60-х гг. 18 в. и последующих событий, связанных с развитием буржуазной революции в Швейцарии. Чтение Руссо «Эмиля» оказало на Песталоцци особое влияние.
Три основных способности: способность мыслить; способность создавать; способность чувствовать. Лишь развивая параллельно и в тесной связи все три силы, не делая упора на какую-то одну в ущерб другим, можно развивать полноценную личность. Требование гармоничного развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной Песталоцци концепции. Учение Песталоцци о трёх человеческих силах
Песталоцци и природосообразное образование Отсюда следует, что сама теория природосообразного образования не может ограничиваться только методами воспитания мышления, а должна равноправно включать в себя физическое и нравственное воспитание. Комиссия изучавшая его методику, в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».
Джон Дью́и (20 октября июня 1952)
Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи: Существует плюрализм целей и благ (нет единственно возможного «высшего блага»). Цели и блага не абстрактны, но конкретны. Основные блага здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага изменение в качестве опыта следовательно, сам рост является главной моральной целью. Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае. Демократия наиболее оптимальная форма человеческого общежития. Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведёт к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами). Основной рычаг социальной реконструкции применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
Принципы Дьюи: ребенок в процессе развития повторяет путь человечества в познании; ребенок усваивает материал не только воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, тем самым являясь активным субъектом своего обучения. Условия успешности обучения по Д.Дьюи: Проблематизация учебного материала; Активность ребенка; Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Главный акцент в дидактической проблематике Дьюи делает на содержании образования. Знание о природе вещей и о способе их изготовления вот конкретное содержание образования, согласно Дьюи. Это знание присваивается в ходе деятельности учащихся, выполняемой не ради этих знаний, а ради самой деятельности (принцип самоцельности учебного процесса).. Подлинным содержанием образования Дьюи признавал лишь вынесенное и пережитое из конкретной ситуации, из специально организованного опыта, из "делания". Только то есть подлинное знание, что было организовано в наши стремления так, чтобы побудить нас адаптировать наши цели и желания к данной ситуации, в которой мы живем.
Шалва Александрович Амонашвили (автор гуманной педагогики) Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Целевые ориентации Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Методики гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей; учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Индивидуальный подход Изучайте документы о детях до встречи с ними. Приобщайте ребенка к процессу созидания человека в самом себе, путем установления творческой и познавательной атмосферы занятия. Оптимистически и творчески относитесь к развитию способностей ребенка. Добивайтесь того, чтобы ребенка не мучили те же переживания, что мучили вас, когда вы были учеником. Приобщайте детей к познанию самих себя, воспитанию самих себя.
Вывод: На основе сравнительного анализа педагогических подходов И. Г.Песталоцци, Дж.Дьюи и Ш.А. Амонашвили можно сделать вывод, что в разные времена для решения одной и той же проблемы были сделаны шаги на пути к достижению поставленной задачи. Все они основывались на том что, только совместная деятельность педагогов и воспитанников, основанная на доверительных и добрых отношениях, без давления и превосходства, общий труд и общее достижение целей смогут привести к решению данной проблемы, рассмотренной выше.
Спасибо за внимание!