Выполнила Седова Карина
Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, то есть от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:
Эпоха палеволита (палево – древний, лотос – камень) - древний каменный век (св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.). Эта эпоха делится на: а) ранний палеволит (св. 2 млн. лет назад – 40 тыс. лет до н. э.); б) средний палеволит (40-35 тыс. лет до н. э.); в) поздний (верхний) палеволит (35-10 тыс. лет до н. э.), который, в свою очередь, делится на: ориньяк (35-20 тыс. лет до н. э.) солютре (20-15 тыс. лет дон. э.) мадлен (15-10 тыс. лет до н. э.).
Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит. Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
В палеволите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. Наскальные изображения мезолита многофигурный. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
Сцена охоты. Испания. Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.
В изобразительном искусстве неолита видно пробуждение мысли человека. Людей на планете становится больше. Племена начинают заселять новые пространства и воевать с другими племенами. Противостояние одной человеческой общности другому конгломерату вот тема искусства нового каменного века. Наскальная живопись становится всё более условной. Это скорее торопливый рассказ, переданный средствами изобразительного искусства. Письменности тогда ещё не было, а пробудившаяся мысль требовала закрепления. Наскальные рисунки, найденные на территории Норвегии, наглядно демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения, геометрических фигур.
Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы. «Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.