Развитие социологии в России.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная школа (Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров). Историко-сравнительная социология М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.Сорокина.
Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров ( ) и Н. К. Михайловский ( ).Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых Исторических письмах П. Л. Лаврова (1870).
H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного.В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта общины (мира), артели и др.
Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин ( ), крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.
В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно- социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.
Концепция историко-культурных типов. Данилевский Николай Яковлевич ( гг.) Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества.
Субъективная школа Петр Лаврович Лавров ( гг.) Основной двигатель истории- действия критически мыслящих людей (передовой интеллигенции). Между обществом и личностью существует антагонизм, преодолеть который можно предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом). Николай Константинович Михайловский ( гг.) Идеал Михайловского - развитая личность. Вопросы об отношении между отдельной личностью и массой ("Герои и толпа"). Критические замечания, приложения дарвинизма к социологии ("Социология и дарвинизм" и др.)
Историко-сравнительная социология Максим Максимович Ковалевский Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения.
Концепция историко-культурных типов Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский Николай Яковлевич
Благодарю за внимание! Желаю успехов в изучении социологии!!