Развитие социологии в России.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
е годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под "духовным руководством" О. Конта. Хотя идеи Конта.
Advertisements

Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Становление и развитие социологии Лекция 2. Социальные условия становления социологии Идея социологии родилась во Франции в середине XVIII века Как самостоятельная.
Питирим Александрович Сорокин Презентацию подготовила : ученица 9 в класса Тропникова Екатерина Руководитель : учитель истории Вокуева О. В.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Максим Максимович Ковалевский (27 августа 1851 русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
Воспитание как педагогический процесс.
Диспозиционная концепция В.А. Ядова Подготовила Михайловская А.В. 3 курс/3 группа.
Исторический процесс 10 класс, профиль. План Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ Социология 2010.
ТЕМА 1: « КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА » К. пс. н., доцент С. В. Чегринцова.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ. На протяжении длительного времени шел все более интенсивный процесс исследования цивилизаций, которому посвящали свои.
Транксрипт:

Развитие социологии в России.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная школа (Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров). Историко-сравнительная социология М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.Сорокина.

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров ( ) и Н. К. Михайловский ( ).Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых Исторических письмах П. Л. Лаврова (1870).

H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного.В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта общины (мира), артели и др.

Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин ( ), крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.

В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно- социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Концепция историко-культурных типов. Данилевский Николай Яковлевич ( гг.) Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества.

Субъективная школа Петр Лаврович Лавров ( гг.) Основной двигатель истории- действия критически мыслящих людей (передовой интеллигенции). Между обществом и личностью существует антагонизм, преодолеть который можно предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом). Николай Константинович Михайловский ( гг.) Идеал Михайловского - развитая личность. Вопросы об отношении между отдельной личностью и массой ("Герои и толпа"). Критические замечания, приложения дарвинизма к социологии ("Социология и дарвинизм" и др.)

Историко-сравнительная социология Максим Максимович Ковалевский Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения.

Концепция историко-культурных типов Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский Николай Яковлевич

Благодарю за внимание! Желаю успехов в изучении социологии!!