«УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ» Тема исследования: «ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» Исполнитель: студент гр. ЗКМ-303С Д. А. Ларкин
Этапы научного исследования Исследование научное – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Программа исследования система логически связанных этапов и процедур, раскрывающих содержание и последовательность педагогического исследования.
Лазарев В.С., Поташник М.М. выделяют следующие качества, которым должна отвечать программа исследования: Актуальность; Контролируемость; Прогностичность; Рациональность; Реалистичность; Целостность; чувствительность к сбоям.
Этапы научного исследования (по В.И.Загвязинскому) 1.Подготовительный; 2. Этап исходной диагностики, сбора данных; 3. Этап моделирования и проектирования; 4. Этап опытно-экспериментальной работы; 5. Итоговая диагностика; 6. Завершающий этап
1. Подготовительный (постановочный) этап осознание практических затруднений, предварительное изучение литературы; - обоснование темы и проблемы; - определение объекта и предмета; - формулирование целей и задач; - установление исходных фактов и теоретических положений; - определение потребного результата; - прогнозирование будущего; - выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы; - разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы; - разработка инструментария (анкеты, опросники, тесты); - разработка (выбор) носителей нововведение (программ, пособий и т.д.); - определение критериев успешности и факторов риска.
2. Этап исходной диагностики, сбора данных: сбор информации: тестирование, опрос, анкетирование, изучение документации, наблюдения, экспертная оценка; - поиск и изучение опыта по проблеме; - изучение теории вопроса; - изучение истории вопроса.
3. Этап моделирования и проектирования: - установление принципов моделирования изучаемого объекта; - выполнение модели существующего объекта; - разработка модели потребного (искомого) состояния объекта (прогноз и проект); - разработка модели и программы преобразования существующего в искомое.
4. Этап опытно- экспериментальной работы: - пробный (пилотажный) эксперимент; - преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта); - промежуточное отслеживание результатов; - корректировка моделей программ, завершение эксперимента (опыта).
5. Итоговая диагностика: диагностические «срезы» (наблюдения, опросы, тестирование, проверочные работы и т.д.); - установление результатов по намеченным на этапе 1; - формирование выводов, ответов на поставленные задачи, результаты проверки гипотезы; - введение выводов в систему научного знания.
6. Завершающий этап: - первый вариант изложения результатов и апробация работы; - пропаганда и распространение результатов; - корректировка выводов и рекомендаций. Оформление результатов в виде отчетов, диссертации, монографии; - представление итогов работы и процедура ее защиты.
Проблема (с греч. преграда, трудность) объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Этапы выбора темы: актуальность (необходимость решения проблемы в настоящее время, соответствие потребностям дня); - значение для теории и практики; - перспективность; - проблемность (неочевидность решений); - соответствие современным концепциям развития общества и человека; - опыт и заинтересованность исследователя (личная заинтересованность, сопричастность)
Этапы работы над темой: обнаружение противоречий и трудностей; - определение проблемы и проблематизация темы; - отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы; - конкретизация и ограничение (локализация) темы; - отграничение от близких и смежных тем; - формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.
Метод (от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Список использованной литературы 1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований : учеб. пособие для вузов / М. Ф. Шкляр. - 2-е изд. – М.: Дашков и К°, – 243 с. 2.Метрология. Стандартизация. Сертификация / Под ред. Мишина В.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА – 495 с. 3. Басовский А.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник –М.: ИНФРА – М, 2010 – 212 с 4. Пакулина С.А. Преодолевающая адаптация: системообразующий фактор и условие формирования самостоятельности студентов в вузе: монография / Соврем. гуманист. акад. – М.: Издательство СГУ, – 359 с. 5. Суслова И.А., Суслов А.А. Научно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие для вузов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, – 89 с. 6. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] – М.: ИНФРА-М, – 264 с. 7. Герасимов Б.И. [и др.]. Основы научных исследований : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. – М.: Форум, – 269 с.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!