ОСНОВНЫЕ понятия «публичное управление» В.Л. МОЛОЖАВЕНКО
Публичное управление – это: – деятельность по достижению общественных (государственных) целей, результатов реализации общественных интересов; – деятельность, проявляющаяся в функционировании трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Все они имеют обслуживающую админнннистрацию; – деятельность, проявляющаяся в политическом процессе государственного управления; Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный.
Субъект управления представляет собой активное начало управленческого процесса. Объект управления это то, на что направлены действия субъекта. Субъект и объект публичного управления
По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства админнн ʜϲ тративными, национальными единицами. Система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Субординационное управление базируется на жестком админнн ʜϲ оперативном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Характерно для унитарного государства. Классификация публичного управления
По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) управление. По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление.
По способу учета интересов объектов управления различают админнн ʜϲ креативное и экономическое управление. Адми ʜϲ креативное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику.
По сроку исполнения принимаемых решений управления подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое. Оеративное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.
В широком смысле структура публичного управления включает в себя государственные органы и местные админнннистративные органы, а также структурные звенья админнннистраций, которые помогают им осуществлять установленные законом функции. В узком смысле структура публичного управления представляет собой обособленную и сложную общественную систему, которая включает в себя: – государственную админнннистрацию – сюда входят админнннистрации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также президентская админнннистрация; – админнннистрацию организаций, предоставляющих публичные услуги, и публичных организаций; – админнннистрацию публичных предприятий с государственным, преимущественно государственным и муниципальным имуществом. Основной функцией админнннистрации является предоставление публичных услуг гражданам. Структура публичного управления
В 1930-е гг. получила развитие концепция об «общем управлении или принципах админнннистрации». Ее авторы (А. Файоль, Л. Эрвик) утверждают, что «админнннистрация подчиняется общим правилам, независимо от того, где функционирует – в публичном или в частном секторе». В начале ХХ в. классическая теория М.Вебера об «идеальной бюрократии» получила развитие в США. Основы научного управления заложили Ф.Тейлор и Л.Гилберт. По их мнению, в научном управлении публичными организациями для повышения эффективности их деятельности могут применяться подходы, характерные для частного сектора. На этой основе в теории публичного управления создается ее второе направление – новое публичное управление (публичный менеджмент и новый публичный менеджмент). В конце ХХ – начале ХХІ в. в США разработано третье направление теории публичного управления – постсовременный публичный менеджмент. Развитие теоретических представлений о публичном управлении