БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
План: Понятие бюджетного процесса и его этапы Участники бюджетного процесса и их полномочия Основы составления проектов бюджета Порядок рассмотрения и утверждение бюджетов Исполнение бюджетов Государственный и муниципальный контроль
Понятие бюджетного процесса и его этапы. Бюджетный процесс регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, в соответствии с БК РФ включаются: Финансовые органы; органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов); органы денежно-кредитного регулирования (Банк России).
Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия. 1. Президент РФ: указ о структуре федеральных финансовых органов 2. Органы законодательной (представительной) власти рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов; формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ. 3. Органы исполнительной власти составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа, представительного органа местного самоуправления; сбор доходов бюджета; управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов. 4. Органы денежно-кредитного регулирования разрабатывают и представляют на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно- кредитной политики; обслуживают счета бюджета; осуществляют функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
5. Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных, региональных, целевых программ осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов счетная палата проводит проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 6. Государственные внебюджетные фонды Социальная защита населения Повышение жизненного уровня населения Сохранение улучшения жизни 7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств
8. бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов осуществляют контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных, региональных, целевых программ осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов счетная палата проводит проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 9. иные органы субъектов РФ Законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министр финансов персонально несет ответственность за: Соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету Своевременность составления бюджетной росписи Ведение режима сокращения расходов бюджета (секвестра) при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.
Министр финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:
Основы составления проектов бюджетов. Составление бюджета основывается на:
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально- экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП) документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых
Порядок рассмотрения и утверждение бюджетов Проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год вносится органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета БК РФ, бюджета субъекта РФ законом субъекта РФ, местного бюджета правовыми актами местного самоуправления. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что
Исполнение бюджетов Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета подписания Президентом РФ). В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Финансовый год в РФ завершается 31 декабря. Особая роль отведена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Обеспечивает: соблюдение принципа единства кассы зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ.
Исполнение бюджетов осуществляется по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:
Государственный и муниципальный контроль Обязательным условием эффективного функционирования экономики, элементом управления экономическими процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Финансовый контроль совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций. В сферу финансового контроля входят все операции, связанные с использованием денег, включая: выделение бюджетных средств; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; достоверность ведения учета и отчетности с целью выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности.
В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля), различают:
Объектом государственного финансового контроля являются:
Субъектами государственного финансового контроля являются:
Бюджетный контроль составная часть государственного финансового контроля рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины Государственный бюджетный контроль распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при: проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот. Нецелевое использование бюджетных средств влияет на экономику и социальную сферу разрушительное, нежели уклонение от уплаты налогов, признаваемое уголовным преступлением с возможным лишением свободы. Нецелевое использование бюджетных средств открывает дорогу целому ряду уголовных преступлений. Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.