Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад 179 «Рябинушка» Проект «Экологический маршрут в ДОУ» в старшей группе. Разработали: Казанцева Оксана Николаевна Усачева Ирина Анатольевна 2016
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Задачи. Расширять представления о растениях и животных. Дать представление о том, что растения – живые существа. Сформировать познавательный интерес к миру растений, животных. Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
1. Цветник 2. Кустарники 4. Птицы 5. Насекомые 3. Деревья
Точка 1. «ЦВЕТНИК» Цветник это ограниченная территория или участок, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения наших участков, всей территории детского сада. Объекты для наблюдений: табак, циннии, бархатцы, шафраны.
БАРХАТЦЫ - это однолетние травянистые растения. В Россию бархатцы были завезены одними из первых заморских растений. Своим названием эти великолепные и нарядные цветы обязаны мягкому бархатистому отливу красновато-коричневых лепестков и теплому тону окраски цветков. Помимо высокой декоративности, бархатцы отличаются еще и тем, что оказывают санитарное воздействие на почву. Садовая петуния выращивается как однолетник, благодаря своей неприхотливости и яркости особо любима цветоводами. Гелиопсисы замечательно разрастаются и не требуют к себе много внимания. благодаря своему внешнему виду, эти многолетние растения еще называют солнечниками. Их цветки очень яркие, насыщенные, внешне напоминающие солнышко. Табак Сильный аромат, издаваемый по вечерам, сделал это растение любимым многими садоводами. Пусть описание душистого табака и не отличается особой изысканностью, а цветки его и не так нарядны, да и к тому же закрываются днем, эта культура очень любима в народе.
Точка 2: «Кустарники» Кустарники – это многолетние деревянистые растения, высота 0,8- 6 м, не имеющие главного ствола, продолжительность жизни лет. Объекты для наблюдений: пузыреплодник. Растение пузыреплодник относится к роду листопадных кустарников. В культуре кустарник пузыреплодник – неприхотливое растение, не теряющее декоративности в течение всего вегетационного периода. Выгодно отличается оно еще и своей устойчивостью к загазованности воздуха и быстрыми темпами роста. Используется пузыреплодник в ландшафтном дизайне и как сольное растение, но эффектней всего выглядит живая изгородь из пузыреплодника.
Точка 3: «Деревья» Деревья - растения с одним стволом. В отличие от кустарников, деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные. Объекты для наблюдений: береза, сосна, рябина, лиственница.
Береза : Большинство видов берёз деревья высотой 3045 м. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры бересту, чтобы на ней можно было писать. В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. (А. Прокофьев) Дерево сосна является одной из ценнейших пород хвойных в нашей стране. Сосновая хвоя имеет сизо-зеленый цвет. Она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки. Длина 4-7 см. Живет хвоя 3 года. Осенью, чаще в сентябре, часть хвои опадает. Перед этим хвоинки приобретают желтый цвет, от чего крона выглядит пестрой пород хвойных
Рябина обыкновенная представляет собой кустарник либо дерево, в высоту достигающее от шести до пятнадцати метров. Цветки рябины небольшие, белые, душистые. Плоды рассматриваемого дерева представляют собой красные, сочные ягоды шаровидной формы, терпкие, горьковатые на вкус. Лиственница – одно из наиболее распространенных растений на территории России. Это дерево считается единственным листопадным деревом среди всего многообразия хвойных пород. При благоприятных условиях высота лиственницы может достигать 40 метров и более. Это дерево-долгожитель, возраст которого может варьироваться в пределах 300 – 600 лет и даже больше (зарегистрированы лиственницы, возраст которых составляет 800 лет).
Точка 4: «Птицы» Птицы - это животные приспособленные к полету, их тело покрыто перьями. Размножаются откладывая яйца. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, воробьи. Голуби: Голуби живут по всему земному шару. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы Неразлучны с человеком. Сороки: У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.
Воробьи: Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв. Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!
Точка 5: «Насекомые» Насекомые - это самый многочисленный и разнообразный класс животных. Они имеют шесть лап, большинство из них крылья. Объекты для наблюдений: муравьи, стрекоза, муха, комары, оса, саранча.
Не пчела она, а жалит. Мед, варенье обожает. Есть на брюшке полоса. Кто она, скажи? (Оса) Вот букашка-работяга. Целый день трудиться рада. Ношу на спине своей Быстро тащит... (муравей) Что за гость с голодным брюхом Все звенит у нас над ухом? Из цветов не пьет нектар, Покусает нас... (комар) Кто влетает в каждый дом Вместе с летним сквозняком? Кто жужжит за рамой глухо? Надоедливая... (муха) Что за чудо-вертолет Мошкаре спать не дает? Только высохнет роса, Вылетает... (стрекоза) На поляне в васильках Упражнялся он в прыжках. Жаль, позавтракал им птенчик. Кто же это был? (Кузнечик)
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из задач, которая была решена в ходе реализации данного проекта. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.