HISTORY OF ENGLISH Курс лекций по истории английского языка
Тьюторы курса Мельник Ольга Геннадьевна Юрова Юлия Юрьевна
Цели курса Цель этой дисциплины - раскрыть сущность различных языковых процессов, показать причины и пути образования тех специфических особенностей, которые характерны для современного английского языка.
Задачи курса 1. Раскрыть закономерности развития языка как системы. 2. Рассмотреть связь между историей английского народа и историей английского языка. 3. Ознакомить студентов с фактическим материалом по истории развития фонетики, грамматики и словарного состава английского языка.
Содержание курса Исторические изменения в германских языках Древнеанглийский,среднеанглийский и новоанглийский периоды
План курса §Общие сведения о германских языках. §Законы Гримма и Вернера. §Древнеанглийский период: фонетический строй. §Грамматический строй древнеанглийского языка. §Язык среднеанглийского периода: орфография и фонетика. §Грамматический строй среднеанглийского периода. §Новоанглийский период: «великое передвижение» гласных. §Грамматический строй новоанглийского периода. §Развитие словарного состава английского языка.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА §Аракин В.Д. История английского языка: Учеб. Пособие. – М. Физматлит, – 272 с. §Иванова И.П., Чахоян Л.П. История английского языка. – Спб.,1999.– 510 с. Claiborne Robert English: Its Life and Times, Britain: Cox & Wyman Ltd., – 330 р. §Crystal David The English Language. Britain: A Penguin Book (Language/ Linguistics), §Mitchell Bruce An Invitation to Old English and Anglo-Saxon England, Oxford, UK, – 420 p. §Potter Simeon Our Language A Penguin Book (Language/Linguistics), London, England, – 180 p.
Что нужно знать и уметь к началу обучения? §Владение английским языком на уровне Advanced §Базовые знания по истории и культуре Англии §Базовые знания системы английского языка §Навыки работы с операционной системой Windows §Навыки работы в Интернет
Что Вы будете знать к концу обучения? §Знание принципов исторических изменений в системе языка; §Знание диахронического развития отдельных элементов системы языка
Формы контроля знаний §Текущий поурочный контроль усвоения материала §Текущий тематический контроль §Итоговый тест по всему материалу курса
История германской филологии §16-17 вв. в Европе стали эпохой формирования наций и национальных языков. §1691 г. в Германии появляется толковый словарь немецкого языка, составленный Каспаром фон Штилером "Der Teutschen Sprache Stammbaum und Fortwachs oder Teutscher Sprachschatz", § гг. многотомный словарь Иоганна Кристофа Аделунга "Versuch eines vollständigen grammatisch-kritischen Wörterbuchs der hochdeutschen Mundart« §1665 г. выходит комментированное издание древнейшего памятника на германских языках "Серебряного кодекса" ("Codex Argenteus"), содержащего значительную часть текста готской Библии. § гг. появляется составленный Иоганном Готфридом Гердером сборник "Volkslieder"
История §В конце 17 в. англичанин Дж. Хикс издает первую сравнительную грамматику некоторых германских языков: готского, англосаксонского, франкской-немецкого. §В 1710 г. голландец Л. тен Кате создал первую готскую грамматику, а в 1723 г. описал общие закономерности сильных глаголов в германских языках и указал на соответствия в вокализме этих языков. §18 в. предположение о генетической связи языков и их исторической изменчивости (Готфрид Вильгельм Лейбниц и М. В. Ломоносов).
Сравнительно-исторический метод §основоположники – немец Франц Бопп и датчанин Расмус Раск. Бопп впервые описал систему спряжения санскрита в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками. Он убедительно показал, что системное сходство в спряжении глаголов в изучаемых языках может объясняться только одной причиной общностью их происхождения. §Раск доказал общность германских языков и наметил некоторые важные звуковые соответствия между ними и другие индоевропейскими языками. §Большое значение в разработке метода имела "Немецкая грамматика" Я. Грима ("Deutsche Grammatik").
Meтодика сравнительно- исторического анализа 1. Доказательство материального родства языковых фактов. Решающее значение имеет регулярность и системность соответствий. 2. Внешняя, или сравнительная, реконструкция и внутренняя реконструкция. Восстановление архетипа (первоисточника) производится на основании сравнения языковых единиц родственных языков (внешняя реконструкция) или разноэтапных фактов одного языка (внутренняя реконструкция). Реконструированная форма в лингвистических работах обозначается *. 3. Определение хронологии, главным образом, относительной хронологии, т.е. последовательности или одновременности языковых фактов относительно друг друга. 4. Определение ареала языковых явлений. Каждое языковое явление имеет свои границы распространения, и нередко достаточно расставить имеющиеся материалы в географическом порядке, чтобы понять исторический процесс.
Диахрония §]греч.[/p] δι - 'раз-, разно-', χρ νος 'время') §Аспект изучения языка в его динамическом развитии, взгляд на язык как изменяющийся феномен; как принцип анализа противопоставляется синхронии. Диахронически ориентированная лингвистика исследует временнбые и тем самым причинно-следственные связи в языке. Диахронический подход, однако, неправомерно отождествлять только с воссозданием истории языка (языков) на протяжении длительного времени, со сравнительно-историческим языкознанием; предметом диахронического анализа являются любые изменения и межвременные связи в языке, вплоть до выявления, например, мотивированности знаковой единицы в одномоментном акте номинации: констатация производности одного слова от другого (мобильный мобильник 'сотовый телефон') уже относится к области диахронических зависимостей.
Метод внутренней реконструкции §Восстановить историю языка хотя бы в отдельных фрагментах можно, сравнивая между собой факты современного языка. Этот метод называется так, поскольку не выходит за пределы одного языка. Внутренняя реконструкция возможна благодаря тому, что в языке застывают результаты исторических процессов, происходивших в разное время; старое и новое в нём сосуществуют. §Чередование звуков §Грамматикализация лексики
Индоевропейская семья языков
Генетическая классификация §Хеттский §Тохарский §Индийская группа §Иранская группа §Греческая группа §Кельтская группа §Италийская группа (главный представитель латынь) §Романская группа §Германская группа §Балтийская группа §Славянская группа §Албанский язык §Армянский язык
Indo-European languages
Общность словарного состава и.-е. языков Англ.Датский Немецк.Латинск.Греческ.Санскр.Русский threedrei trestreistriтри memymichme мне brotherbroederBruderfraterphraterbhratorбрат
Спряжение глагола быть Число ЛицоСанскр.Латинск ГотскийСлавян.Др. англ Единст- венное 1asmisumimесмьеот 2asiesisесиeart 3 astiestistестьis, Ьф Множес т- венное 1asmusumussijumесмьsind(on) 2asthuestissijubестеsint 3 santisuntsindсутьsind
Знаете ли вы ??? Более трети английских слов на самом деле - французские? Английский - родной язык для 300 млн человек В английском языке слов, во французском слов, в русском слов. История английского языка начинается в 5 в. н.э.
Официальный язык Антигуа Австралия Багамские Острова Барбадос Белиз Бермудские острова Ботсвана Бруней Вануату Гайана Гамбия Гана Гренада Доминика Зимбабве Замбия Западное Самоа Индия Ирландия Камерун Канада Кения Кирибати Лесото Либерия Маврикий Малави Мальта Намибия Науру Нигерия Новая Зеландия Пакистан Папуа – Новая Гвинея Пуэрто-Рико Сьерра- Леоне Танзания Свазиленд Сейшельски е Острова Сенегал Сент-Китс и Невис Сент-Люсия Сингапур Соединенное Королевство Соединенны е Штаты Америки Суринам Тонга Тринидад и Тобаго Тувалу Уганда Фиджи Филиппины Южная Африка Ямайка
Enjoy your History of English