Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников по теме «Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность» (с использованием созданных самостоятельно ЭОР) Подготовила: Воспитатель второй квалификационной категории Чепик А.В. Санкт-Петербург 2013 год
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Поэтому в работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность.
Основные направления деятельности: Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре. Задачи работы: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Обогащать словарь детей, активизировать его; Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Активизация словаря детей; Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя; Развитие диалогической и монологической форм речи; Речевое раскрепощение детей; Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; Совершенствование навыков общения детей в коллективе; Повышение общей культуры ребёнка; Раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Этапы работы Первая младшая группа Знакомство детей с театральной куклой бибабо и театрализованными играми. Малыши смотрят драматизирован ые сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создаёт радо стную атмосферу. Вторая младшая группа Дети последо вательно знакомят с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Средняя группа Кукольный спектакль объединяем с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. Старшая группа Все дети активно участвуют в те атрализованных играх и драматизациях. Подготовительная к школе Театрализован ные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Развиваю- щая среда Взрослые Дети
Первое направление – формирование развивающей среды: Создание театрального уголка в группе, включающего в себя: ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения). Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»). Детскую художественную, познавательную и методическую литературу. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр и др.). Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально- игровой деятельности продуктивное сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета исполнительское (речевое, двигательное) актёрские способности оформительское (декорации, костюмы и т.д.)
включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые: 1. развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); 2. развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); 3. развивают воображение ( способности к пластической импровизации).
Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя: просмотр спектаклей и беседы по ним; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально- эмоционального развития детей; игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)
Третье направление – взрослые: Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя: совместное посещение театров семьями; выставка театров разного вида; Организация работы по изготовлению атрибутов и пособий; Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра.
Используемые источники: 1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.- СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :Мозаика- Синтез, Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г. 4. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г. 5. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010 г. 6. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009 г. 7. Алябьева Е. А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» М., 2004 г. 8. Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005 г. 9. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000 г. 10. Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009 г. 11. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989 г. 12. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» 9, 1999 г.)