«Аутизм, что это?» (ч.3) Коррекция
Лечение аутизма На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения -ABA (Applied behavior analysis). В основу его была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Например, когда вы голодны (предшествующий фактор), вы едите что-либо (поведение), и затем вы чувствуете себя лучше (последствие). Вы получаете удовольствие от положительных последствий вашего поведения, и это увеличивает вероятность того, что в будущем вы опять поедите, когда проголодаетесь.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться
Программа интенсивной поведенческой терапии для маленьких детей с аутизмом – улучшает активность мозга в отношении социальных реакций. Доказано, что поведенческая терапия при аутизме не только меняет само поведение, но и влияет на функционирование мозга. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Основное правило взаимодействия с аутистами – поощрение за правильные формы поведения и отвлечение (но ни в коем случае не наказание!) за неправильные. Наказания на аутистов действуют только в одном направлении – ухудшение самочувствия. Ребенок теряет доверие к наказавшим его и еще больше замыкается в себе.
МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ Главной задачей медикаментозной терапии при аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность (применяются нейролептики неулептил, рисполепт, некоторые антидепрессанты, например, стимулотон). Кроме того, используются лекарственные препараты способствующие стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активирующие процессы памяти и мышления (кортексин, пантогам,когитум, глиатилин и др.).
Поддержка семьи Первая проблема, с которой надо помочь справиться родителям это тревога в ожидании точного диагноза, а затем помощь в переработке услышанного. Родители должны знать, что они не виноваты в существующих у ребенка нарушениях. Доказано, что родители детей с аутизмом испытывают больший стресс, чем родители умственно отсталых детей - из-за коммуникативных сложностей - ребенок не может выразить свои желания и потребности.