Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе
Цели урока: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу: Вопросы сравнения ОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе
Проследим за «маршрутом» Онегина ресторан дом театр бал бульвар
«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик…
В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.
Кабинет Онегина Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? Как его характеризует интерьер его жилища? _______________________
На балу (строфы 27-28, 33-34) Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?
Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?
Проверим работу на уроке Вопросы сравнения ОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»
Причины хандры Онегина Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры. Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты. Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
Рисунок Пушкина к 1 главе Сравните иллюстрации Пушкина и других художников к 1 главе. Чем они отличаются? В чём сходство? Что важно было для Пушкина отразить в иллюстрации и чего не сделали другие художники? Что передают эти иллюстрации? Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Что их сближает? Почему автор не подвержен хандре?
1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями
Домашнее задание: Перечитать 2 главу Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть