МАДОУ 53 г. Томска Учитель – логопед Максимова Анна Андреевна
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения. К артикуляционному аппарату относятся: челюсть, щёки, губы, язык, подъязычная связка, голосовые связки, гортань, твёрдое и мягкое нёбо, зубы. 2
ПРИЧИНЫ, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой : Помогает подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков ( чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже такие трудные, как Р, Л). Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). 3
4 Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Заниматься следует ежедневно по 7 – 10 минут. Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце). Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка, заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению упражнений: Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру! ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста - логопеда. 5
ВАЖНО!!! Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь учителя– логопеда и специальный логопедический массаж. 6
7 СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ
8 «Заборчик»
9 «Окошечко»
10 «Трубочка»
11 «Чашечка»
12 «Блинчик»
13 «Иголочка»
14 «Мостик»
15 «Парус»
16 Динамические упражнения Умение правильно производить движения мышцами щёк, губ и языка (переключение от одного движения к другому) «Часики»
17 «Качели»
18 «Лошадка»
19 «Чистим зубки» (верхние, нижние)
20 «Вкусное варенье»
21 «Толстячки – Худышки»
22 Книги, на которые следует обратить внимание!
23 Уважаемые родители! Только целенаправленная и систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет Вашему ребенку научиться произносить правильно звуки родного языка