Татьяна Николаевна Толстая (род.1951 г.) Рассказ «Поэт и Муза» Родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии – писатель Алексей Николаевич Толстой, бабушка – поэтесса Крандиевская- Толстая
Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. Работала в Москве в издательстве «Наука». Первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983 году.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – литературное направление, сформировавшееся в середине ХХ века. Особенности постмодернизма: - Осмысление мира как текста. - Осознание фрагментарности бытия. - Текст строится на аллюзиях и реминисценциях. - Проблемы человеческой индивидуальности рассматриваются через познание внутреннего мира - человека.
Рассказ «Поэт и МУЗА» Повествование о том, как обычная женщина Нина завоевала непризнанного, «дикого» поэта Гришуню, как трудно ей было «приручить» поэта, как горько было его потерять…
Ирония – основной авторский прием в раскрытии образа персонажа. «К тридцати пяти годам после длительного периода невеселых проб и ошибок… она ясно поняла, что ей нужно: нужно безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами… с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями…»
Читая рассказ, задаешь себе вопросы… - Стала ли Нина музой для Гриши или она сама себе казалась Музой? - Как Нина добивается осуществления своей мечты? - Почему Гришуня подчинился Нине? - Какая роль отведена Лизавете? - Почему Гришуня не вернулся во флигель? - Какая идея «успокоила» Нину после смерти Гришуни?
Больной гриппом дворник Гриша «похитил Нинино заждавшееся сердце». «Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату…» -Какова композиция рассказа? -Какой момент в развитии сюжета можно считать кульминационным? - Объясните смысл финальных эпизодов.
Рассказы Т.Толстой построены на антитезе мечта – действительность. В рассказе «Факир» мечта – это квартира в центре Москвы, Большой театр, интересные люди… Действительность – это жилплощадь на окраине Москвы, нелюбимая работа, нехватка денег, скучный муж… Трудно примирить действительность с недостижимой прекрасной мечтой.
В рассказах Толстой основными средствами создания образа мира и человека являются: 1)языковая шутка и оксюморон; 2) разного рода несоответствия; 3) авторская ирония по отношению к персонажу или ситуации; 4) смешение стилей, 5) театрализация действия; 6) аллюзии и реминисценции.
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В рассказах «Поэт и Муза» и «Факир» множество аллюзий. Можно без труда найти соотнесенность персонажей и ситуаций с произведениями Л.Н.Толстого, А.Чехова, М. Булгакова. Благодаря этому Т.Толстая создает своеобразный мир, наполненный параллелями с другими временами и другими текстами.
Амбивалентный и закрытый финалы Роль финала: В рассказе «Поэт и Муза» главная героиня так и не освободилась от гипноза мечты, так и осталась в своем сне. В рассказе «Факир» Галя все же поняла, что жизнь с ее проблемами и маленькими радостями – это и есть настоящее...