И.С. Шмелев. ( г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне». МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова т.А. «Лето Господне» запечатлело образ дореволюционной Москвы, в которой прошли детство и юность писателя. Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Глава «Егорьев день» входит во 2 часть.
Цель урока: анализ главы «Егорьев день» Задачи урока: -развитие навыка комплексного анализа художественного текста, -углубление знаний по теме «Лексика», -воспитание интереса к русской лексике. Ключевые слова: художественный мир, поэтика, просторечие, устаревшая лексика, комплексный анализ текста.
Лексика рассказа «Егорьев день» «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз», - писал И.А.Ильин 1. Просторечные слова и выражения слова и выражения 2. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы) (историзмы и архаизмы) 3. Язык народной песни
Вопросы для обсуждения. -Что вы узнали о русском писателе И.С. Шмелеве и его романе «Лето Господне»? «Лето Господне»? -О каком празднике повествуется в главе «Егорьев день», что это за праздник? -Какова роль просторечной лексики в рассказе? -Какова роль устаревшей лексики? -Какую смысловую нагрузку несет в повествовании народная песня? повествовании народная песня? -Каково значение романа (повествования в рассказах) для сегодняшнего читателя? для сегодняшнего читателя?
В главе «Егорьев день повествуется о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В русском земледельческом календаре говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле. Крестьяне верили, что Егорий сам выезжает в поле на белом коне и пасет скот. «Святой Георгий (Егорий) красную коровку на красную горку пригнал».
Просторечная лексика выполняет характеризующую и оценочную функции. Через просторечную лексику выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья: «Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыхание, слышались голоса: слышались голоса: -Вот это ма-стер! – вот доказал-то себя… ма-стер… И откуда в нем духу столько!» духу столько!»
Устаревшая лексика используется для создания портретов персонажей и для характеристики их быта. «Под Егорьев день к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось – пастухов работник…»
Мотив русской песни – сквозной в романе «Лето Господне». В песне народ выражал отношение к миру, свои переживания. В рассказе «Егорьев день» есть 2 песни: одна веселая, обрядовая в честь праздника, а вторая грустная, про сиротскую долю.
Итоги урока Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Мастер слова и образа, писатель создает незабываемые картины русского быта Х1Х столетия, русских праздников. Повествование ведется от лица и через восприятие ребенка, для которого Замоскворечье явилось счастливой колыбелью.
Домашнее задание 1. Прочитайте следующую главу «Радуница», ответьте на вопросы: -Что вы узнали о народном празднике Радуница? -Почему глава начинается изображением утра и «райского света»? -Каким показан отец Вани? -Какими цветовыми образами выражен мотив жизни и смерти в этой главе?
2. Напишите сочинение – рассуждение «Проблема сохранения культурного и духовного наследия» (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков, их вера и образ жизни?). Объем сочинения – не менее 200 слов. Спасибо за работу!