Внедрение обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан
Дети и подростки В трудоспособном возрасте Старше 65 лет 17,4 млн. 21,5 млн. +1,7 млн. +1,2 млн. Численность населения Прогноз численности и структуры населения в РК до 2030 года 6,9% 62,7% 30,4% 11,2% 56,2% 32,6% +4,1 млн. В развитых странах доля пожилого населения составляет 20-25% от общей численности и на них приходится ОТ 30 ДО 40% всех бюджетных средств, выделяемых на медико-санитарную помощь. Прогноз численности и структуры населения страны до 2030 года показывает, что доля пожилого населения будет увеличена до 11,2% по сравнению с 6,9% в 2014 году. Такая тенденция при сохранении существующей структуры первичной заболеваемости и структуры затрат приведет к увеличению расходов на здравоохранение. Количественные изменения: увеличение численности населения и изменение ее структуры
Расходы на финансирование Рост расходов на здравоохранение Государственная бюджетная модель всеобщего доступа Современная тарифная система Положительная динамика медико- демографических показателей Основные траты на специализированные и затратные услуги (в стационарах) Значительные капитальные затраты со стороны государства Мы должны отметить рост расходов на здравоохранение в Казахстане. Они выросли со 131,2 млрд. тенге до 824,3 млрд. тенге или в 6,3 раза за последние 10 лет. Тем не менее международные независимые эксперты отмечают низкий уровень финансировании системы здравоохранения в РК. Он составляет 3,8 % от ВВП, из них доля государственных расходов равна 2,5 % от ВВП, когда в странах ОЭСР они находятся в пределах от 6 % до 12 %.
Финансирование здравоохранения Сопоставление долей расходов на здравоохранение в РК и других странах в 2013 году, % к ВВП 2,5% 3,1% 3,7% 4,8% 4,1% 7,8% 7,6% 7,1% 7,9% 8,6% 8,2%
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ Бюджетная модель всеобщий охват населения социальная направленность равенство доступа ограниченные возможности перераспределения средств наличие неформальных платежей слабая конкуренция среди медицинских учреждений пассивная оплата за услуги индикативное планирование, привязанное к структурным параметрам сети, консервация «исторических перекосов» и стимулирование структурной неэффективности Социальное медицинское страхование всеобщий охват населения солидарная ответственность за здравоохранение (государство, работодатель, человек) конкуренция между медицинскими учреждениями за качественным оказанием услуг персонифицированный учет страховых взносов и полученных медицинских услуг социальная направленность равенство доступа затруднение сбора взносов в неформальном секторе экономики уклонение от уплаты страховых взносов Сильные и слабые стороны социального страхования и бюджетной модели Международный опыт
Предпосылки внедрения ОСМС в РК Конституция Республики Казахстан, Статья Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья. 2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. 3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом. Институциональные реформы Главы Государства: 100 конкретных шагов 80. ВНЕДРЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ государства, работодателей и граждан. Приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Первичная помощь станет центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями. С 2017 г. В Казахстане будет внедрена смешанная система финансирования здравоохранения: Гарантированный государством объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) Добровольное медицинское страхование и платные медицинские услуги 6
Цели внедрения ОСМС 7 Достижение общественной солидарности Укрепление собственного здоровья Разделение бремени охраны здоровья населения Обеспечение финансовой устойчивости системы Обеспечение устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат Обеспечение прозрачности и справедливости системы Повышение эффективности системы Достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг Обеспечение высокой компетенции и конкурентоспособности системы
Формирование средств ОСМС Система ОСМС будет построена на обязательных страховых платежах государства, работающего населения, работодателей и самозанятого населения: Работающее население – 2% от дохода, при этом 1% в 2019 году и с 2020 года 2%; Работодатель – 5% от дохода работника, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года 5%; За социально-незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, нетрудоспособные граждане и безработные) страховые платежи будут оплачиваться государством из средств республиканского бюджета в размере - 7% от средней месячной заработной платы (СМЗ) по экономике в году, предшествующему 2 года до текущего. Взносы государства будут осуществляться также поэтапно с 4% в 2017 году и 7% к 2024 году. Прочие категории граждан (в том числе самозанятые) – 7% от дохода (но не ниже 1 МЗП), при этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года 7%. Взносы в ОСМС будут классифицированы как обязательные налоговые платежи, соответственно сбор и своевременность поступлений страховых платежей будет регулироваться Налоговым Кодексом Республики Казахстан. При этом отчисления работодателей, работников и самозанятых граждан будет отнесены на вычеты по КНП ИПН соответственно. Функцию бенефициара будет выполнять Государственная корпорация, на базе которой будет осуществляться персонифицированный учет взносов, поступающих от работодателей, работников и государства.
Категория ГерманияФранция СловакияЛитва Казахстан Государство Федеральные гранты (для безработных), пенсионеры за счет пенсионного фонда и собственных взносов 50% на 50% 5,25% от дохода (для пенсионеров и лиц, получающих пособие по безработице, он уменьшается до 3,95%) Субсидии за незащищенных категорий граждан Годовая сумма - 37% от СМЗ-2 года (39% с 2017 г., 41% с 2018 г.... пока не достигнет 9% от 12 МЗП-2 года) 4% (с г.) от СМЗ-2 года 5% (с 2018 г.), 6% (с 2023 г.) 7% (с 2024 г.) за социально-незащищенные слои населения (15 категорий согласно закона об ОСМС) Работодатели 7,3%12,8%10%3%с 2% (2017 г.) от дохода до 5% (2020 г.) Работники 8,2%0,75%4%6%1% (2019 г.) от дохода 2% (2020 г.) Индивидуальные предприниматели 15,5%13,4% от дохода 14%9% от дохода 2% от дохода (с 2017 г.) 3% (с 2018 г.) 5% (с 2019 г.) 7% (с 2020 г.) Частные нотариусы- 6,5% от дохода 14% (инвалиды 7%) 9% от дохода (потолок 48 официальных налогооблагаемых доходов этого года) Частные судебные исполнители - Адвокаты- Профессиональные медиаторы - Физические лица, получающие доход по договорам ГПХ - Ставки взносов и отчислений в ОСМС 9
10 Освобождаются от уплаты взносов в фонд следующие граждане: 1)дети; 2)многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; 3)участники и инвалиды Великой Отечественной войны; 4)инвалиды; 5)лица, зарегистрированные в качестве безработных; 6)лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернетных организациях; 7)лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, после среднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры; 8)лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет; 9)неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет; 10)пенсионеры; 11)военнослужащие; 12)сотрудники специальных государственных органов; 13)сотрудники правоохранительных органов; 14)лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности); 15)лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Аккумулирование средств в фонде фонд будет аккумулировать взносы и отчисления со стороны работников и работодателей, а также целевые трансферты для ГОБМП большая часть ранее финансируемых из местного бюджета видов медпомощи будет передана в фонд – это обеспечит единство и качество процедур и потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс в части межбюджетных отношений (изъятия и субвенции) в соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов – такой подход применяется во многих странах с обязательной системой общественного страхования это также позволит сохранить уже выстроенную и работающую систему без создания дублирующей сети сбора взносов – меньшие административные расходы и большая эффективность Госкорпорация как автономная организация будет вести персонифицированный учет всех поступлений обмен информацией между системами Комитета гос доходов и Госкорпорацией с предоставлением необходимых сведений будет осуществляться на ежедневной основе – для этого необходима доработка информационных систем КГД по персонифицированному учету отчислений и взносов в фонд (для контроля и мониторинга) и формирование единых платежных документов при соответствующих перечислениях СТРАНЫ ФУНКЦИИ СБОРА ДОХОДОВ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ВЕНГРИЯ, СЛОВЕНИЯ, ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ ЛИТВА, ПОЛЬША ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ С ДАЛЬНЕЙШИМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ В ФОНДЫ ОСМС НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ ГЕРМАНИЯ, МОЛДОВА, СЛОВАКИЯ САМИ ФОНДЫ ОСМС НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ 11 Работники Работодатели Самозанятые Работники Работодатели Самозанятые Государство Банк второго уровня Казначейство МФ РК Казначейство МФ РК Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов Национального Банка РК Терминал Госкорпорации (ГЦВП) ИС ФСМС
12 Что поменяется при внедрении ОСМС в РК? МЗСР ФСМС Правительство Граждане Поставщики выработка политики в области охраны здоровья определение приоритетов и потребности в медицинских услугах определение пакетов ГОБМП и ОСМС утверждение методики формирования тарифов на медицинские услуги утверждение тарифов на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС осуществление государственного контроля за соблюдением стандартов в области здравоохранения аккумулирование отчислений и взносов на ОСМС формирование резервов и размещение свободных средств в финансовые инструменты через Национальный Банк РК планирование затрат на медицинскую помощь в системе ОСМС закуп услуг здравоохранения, балансируя потребности населения и имеющиеся средства содействие эффективности и рационализации структур оказания медицинской помощи мониторинг исполнения поставщиками медуслуг договорных обязательств по качеству и объему медпомощи
Пакеты медицинских услуг, предоставляемых населению при внедрении ОСМС Базовый пакет - включающий гарантированный государством объем медицинской помощи и финансируемый за счет республиканского бюджета (ГОБМП). Он будет доступен для всех граждан РК и оралманов. Пакет ОСМС - включающий объем медицинской помощи сверх ГОБМП, финансируемый за счет обязательных страховых взносов государства, работодателей и работников в Фонд ОСМС. Его могут получать лица, являющиеся участниками ОСМС. Пакет из ДМС будет предусматривать индивидуальный пакет медицинских услуг, финансируемый за счет добровольных страховых взносов граждан или работодателей в фонды добровольного медицинского страхования (ДМС). БАЗОВЫЙ ПАКЕТ (ГОБМП) ПАКЕТ ОСМС ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПАКЕТ скорая помощь и санитарная авиация; медицинская помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях; профилактические прививки; амбулаторно-поликлиническая помощь (АПП) с амбулаторно- лекарственным обеспечением (АЛО) (для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года, т.е. до внедрения всеобщего декларирования). Перечень услуг определяется на договорной основе амбулаторно-поликлиническая помощь (в т. ч. АЛО); стационарная мед. помощь (за исключением социально-значимых заболеваний); стационарозамещающая помощь (за исключением социально- значимых заболеваний); восстановительное лечение и мед. реабилитация; паллиативная помощь и сестринский уход; высокотехнологичная помощь.
Ожидаемые результаты ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Доступность качественной медицинской помощи Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Универсальный/всеобщий охват медицинской помощью Солидарная ответственность граждан Финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления Совершенствование рыночных механизмов здравоохранения Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии) Повышение эффективности использования финансовых ресурсов Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ Стабильность финансирования в соответствии с эффективностью деятельности Стимуляция к внедрению новых корпоративных методов управления и менеджмента Совершенствование системы оплаты труда: возможность получать конкурентоспособную заработную плату Внедрение новых медицинских технологий. Ориентированность на конечный результат Своевременное обновление основных средств Развитие информационных технологий 14
Благодарю за внимание!