Лекция «Аутизм: что это?» (ч.2) Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ Архангельской области «АПНД»
АУТИЗМ. Часть 2. Этиология и клиника Точные причины аутизма до сих пор не известны. Связь аутизма с умственной отсталостью, эпилепсией и перевес мальчиков в группе страдающих этой болезнью указывает на биологические причины в качестве основных.
Заблуждение - причиной детского аутизма является чувственный дефект в отношении ребенка со стороны матери. Считалось, что психологическая атмосфера больших городов с многоэтажными домами, психотравмирующие детские переживания и непонимание взрослых являются основными причинами аутизма.
Клинические проявления аутизма в возрасте до года У грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью у них не появляется улыбка при виде родителей и они улыбаются реже сверстников
отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств зрительное внимание чаще избирательное или фрагментарное. Характерны непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд».
при попытке взять аутичного ребенка на руки из кроватки выявляются недостаточность принятия позы готовности, ригидность или пассивность существует предположение, что ригидность характерна для детей, больных шизофренией, а пассивность – детским аутизмом.
дети чрезмерно склонны брать предметы в рот не терпят, когда к ним прикасаются проявляют желание быть в одиночестве отсутствие отклика на свое имя к концу первого года жизни является одним из самых явных проявлений аутизма
Признаки аутизма у детей в возрасте после года отсутствие потребности делиться радостью отсутствие интереса к другим детям и людям, стремление к одиночеству использование другого человека как инструмента для достижения цели манипуляции руками и пальцами неспособность откликаться на коммуникативные жесты (указывание)
Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходные реакции возникают при изменении распорядка дня, привычного для ребенка.
СТРАХ НОВИЗНЫ достигает у аутистов апогея – они боятся всего нового – новых мест, людей, одежды, пищи, предметов. Болезненно обостренный инстинкт самосохранения обуславливает страх аутиста.
Игра дети могут часами совершать одни и те же действия, только отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, веревочки, косточки от фруктов, расставлять в определенном порядке обувь располагать игрушки рядами, по линии, любоваться бликами света, не разрешая никому вмешиваться в «игру»
Стереотипные движения: движения атетоидоподобного характера (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими) потряхивание, взмахивание и вращение кистями рук подпрыгивание вращение вокруг своей оси ходьба и бег на цыпочках манерность и гримасничанье
Рисунки Своеобразны рисунки детей-аутистов. Продукция их бесформенная, динамика ее проста до бесконечности. Характерны схематичность изображения, оторванные от реальности сюжеты, повторяющиеся из рисунка в рисунок, день за днем. Таким образом, ригидность, повторяемость, монотонность и приверженность ритуалам проявляется и в творчестве маленьких аутистов.
Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен "пустой, ничего не выражающий взгляд", а также взгляд как бы мимо или "сквозь" собеседника Внешность аутистов как правило, приятная. Замечено, что дети-аутисты в возрасте 2–7 лет имеют более низкий рост, чем их сверстники.
Необычные пищевые предпочтения пристрастие к одним продуктам и отвращение к другим; одни едят только жидкую пищу, другие только твердую; попытки ввести в рацион новые продукты вызывают протест; поедание несъедобного (грязь, веревки, пластилин).