Как научить ребенка решать задачи? Родительское собрание Федорова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Цнинская СОШ 1»
В 1 классе проблемы не возникают! Почему? решение простых задач происходит с помощью предметных моделей ; ученик не осознает необходимости выбора арифметического действия для ответа на вопрос задачи, так как может ответить на него, используя счет предметов
Использование предметных моделей
«Какое действие ты выберешь для решения задачи?» для выбора арифметических действий используются житейские представления детей, которые сориентированы в большинстве случаев на слова - действия в тексте задачи : подарили – взяли, было – осталось, пришли – ушли, улетели – прилетели способность ребенка представить ситуацию, которая описывается в задаче.
Подготовительная работа, предшествующая умению решать задачи: Отработка навыков чтения; приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение); представлений о смысле арифметических действий, на которые они смогут опираться, осуществляя поиск решения задачи.
Давайте обсудим… Решение задач дома
Рекомендации приучить ребенка выделять в задаче условие и вопрос; выделять главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось; затем надо показать ребенку смысл этих слов: Было, всего, купили, и, стало, на …больше – эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на …меньше – эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше – это деление.
Рекомендации подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче; заключительный анализ решенной задачи; предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно.
Тренировочный цикл для задач 1. Прочтение и прояснение всех слов в условии задачи. 2. Создание условия и представление ситуации, происходящей в задаче. Видение и понимание всего процесса. 3. Выработка последовательности действий для решения задачи. 4. Вычисление действий и получение ответа. Думаете, это результат? Задачи – да. Обучения – далеко нет! 5. Решение этой же задачи столько раз, сколько нужно до состояния без задержек – свободно и бегло. Обычно хватает 2-3 раз. 6. Решение ещё 3-5 задач того же типа – до свободной беглости. Если беглость не получается – ищите пробелы раньше! 7. Придумывание трёх задач такого типа – с их быстрым решением.
Упражнение детей по составлению нескольких задач к одному выражению, например, Составьте три задачи, чтобы в них использовались слова: больше на… сколько вместе сколько было вначале
Пример: В одном ящике было 15 кг яблок, в другом на 3 кг больше. Сколько килограмм яблок во втором ящике? В одной коробке 15 кг конфет, в другой – 3 кг. Сколько конфет в двух коробках. За обедом съели 3 яблока, после чего в вазе осталось 15 яблок. Сколько яблок было в вазе вначале? Эти упражнения содействуют развитию множественных связей (ассоциаций).
Упражнение детей по составлению нескольких задач к одному выражению, например, 70 – 30 Составьте четыре задачи, чтобы в них использовались слова: сколько осталось сколько истратили меньше на на сколько меньше (больше).
Пример: 1. У мамы было 70 рублей. Она купила апельсинов на 30 рублей. Сколько денег у ней осталось? 2. У мамы было 70 рублей. Она истратила несколько рублей на покупку апельсинов, после чего у нее осталось 30 рублей. Сколько денег мама истратила на апельсины? 3. У Коли 70 марок, у Пети на 30 марок меньше. Сколько марок у Пети? 4. Зеленая лента 70 см, белая – 30 см. На сколько см зеленая лента длиннее белой?
Заключение Вот теперь, после тренировочных упражнений - получен учебный продукт – умение работать с такими задачами. Теперь человечек решает задачи не то что без отвращения – с упоением! Он парит над ними, управляет, властвует!
Спасибо за внимание!