Как научить ребенка решать задачи? Родительское собрание «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Д.Пойя Федорова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Почему не возникает проблем в 1 классе? решение простых задач происходит с помощью предметных моделей; ученик не осознает необходимости выбора арифметического действия для ответа на вопрос задачи, так как может ответить на него, используя счет предметов
Использование предметных моделей
«Какое действие ты выберешь для решения задачи?» для выбора арифметических действий используются житейские представления детей, которые сориентированы в большинстве случаев на слова-действия в тексте задачи: подарили – взяли, было – осталось, пришли – ушли, улетели – прилетели способность ребенка представить ситуацию, которая описывается в задаче.
Подготовительная работа, предшествующая умению решать задачи: Отработка навыков чтения; приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение); представлений о смысле арифметических действий, на которые они смогут опираться, осуществляя поиск решения задачи.
Давайте обсудим… Решение задач дома
Рекомендации приучить ребенка выделять в задаче условие и вопрос; выделять главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось; затем надо показать ребенку смысл этих слов: Было, всего, купили, и, стало, на …больше – эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на …меньше – эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше – это деление.
Рекомендации подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче; заключительный анализ решенной задачи; предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно.
Тренировочный цикл для задач 1. Прочтение и прояснение всех слов в условии задачи. 2. Создание условия и представление ситуации, происходящей в задаче. Видение и понимание всего процесса. 3. Выработка последовательности действий для решения задачи. 4. Вычисление действий и получение ответа. Думаете, это результат? Задачи – да. Обучения – далеко нет! 5. Решение этой же задачи столько раз, сколько нужно до состояния без задержек – свободно и бегло. Обычно хватает 2-3 раз. 6. Решение ещё 3-5 задач того же типа – до свободной беглости. Если беглость не получается – ищите пробелы раньше! 7. Придумывание трёх задач такого типа – с их быстрым решением.
Памятка для учащихся Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится е задаче. Запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи. Обдумай план решения задачи. Реши задачу. Проверь ответ.
Виды задач в начальной школе задачи на нахождение суммы и неизвестного слагаемого; задачи на нахождение разности, уменьшаемого, вычитаемого; задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; задачи на разностное сравнение величин. задачи на движение; цена, количество, стоимость
Задачи на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Прямая задача Катя купила 9 открыток, а Надя 8 открыток. Сколько всего открыток купили девочки? Краткая запись: К. – 9 от. Н. – 8 от. Обратные задачи Катя купила несколько открыток, а Надя 8 открыток. Всего девочки купили 17 открыток. Сколько открыток купила Катя? Краткая запись: К. - ? от. Н. – 8 от = 17(отк.) Ответ: 17 открыток купили девочки. 17 от 17 – 8 = 9 (отк.) Ответ: 9 открыток купила Катя. ?
Задачи на нахождение разности, уменьшаемого и вычитаемого Прямая задача У Веры было 87 рублей. Она купила книгу за 37 рублей. Сколько денег у нее осталось? Краткая запись: Было – 87 р. Израсходовала – 37 р. Осталось - ? Обратные задачи У веры было несколько рублей. Она купила книгу за 37 рублей, после этого у нее осталось 50 рублей. Сколько денег было у Веры до покупки? Краткая запись: Израсходовала – 37 р. Осталось – 50 р. 87 – 37 = 50(руб.) Ответ: 50 рублей осталось = 87 (руб.) Ответ: 87 руб. было у Веры. ?
Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц и задачи на разностное сравнение величин. Прямая задача Набор цветных карандашей стоит 16 рублей, а набор фломастеров на 12 рублей дороже. Сколько стоит набор фломастеров? Краткая запись: К. – 16 р. Ф. - ? на 12 р. Б. Обратные задачи Набор карандашей стоит несколько рублей. Набор фломастеров на 12 рублей дороже. Он стоит 28 рублей. Сколько стоит набор карандашей? Краткая запись: Ф. – 28 р. К. - ? на 12 р. М = 28 (р.) Ответ: 28 рублей стоит набор фломастеров. 28 – 12 = 16 (руб.) Ответ: 16 руб. стоит набор карандашей.
Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц и задачи на разностное сравнение величин. Обратная задача Набор карандашей стоит 16 рублей, а набор фломастеров 28 рублей. На сколько рублей фломастеры дороже карандашей? (На сколько рублей карандаши дешевле фломастеров?) Краткая запись: К. – 16 р. Ф. – 28 р. 28 – 16 = 12 (р.) Ответ: на 12 р. фломастеры дороже. На ? б.
Упражнение детей по составлению нескольких задач к одному выражению, например, Составьте три задачи, чтобы в них использовались слова: больше на… сколько вместе сколько было вначале
Пример: В одном ящике было 15 кг яблок, в другом на 3 кг больше. Сколько килограмм яблок во втором ящике? В одной коробке 15 кг конфет, в другой – 3 кг. Сколько конфет в двух коробках. За обедом съели 3 яблока, после чего в вазе осталось 15 яблок. Сколько яблок было в вазе вначале? Эти упражнения содействуют развитию множественных связей (ассоциаций).
Упражнение детей по составлению нескольких задач к одному выражению, например, 70 – 30 Составьте четыре задачи, чтобы в них использовались слова: сколько осталось сколько истратили меньше на на сколько меньше (больше).
Пример: 1. У мамы было 70 рублей. Она купила апельсинов на 30 рублей. Сколько денег у ней осталось? 2. У мамы было 70 рублей. Она истратила несколько рублей на покупку апельсинов, после чего у нее осталось 30 рублей. Сколько денег мама истратила на апельсины? 3. У Коли 70 марок, у Пети на 30 марок меньше. Сколько марок у Пети? 4. Зеленая лента 70 см, белая – 30 см. На сколько см зеленая лента длиннее белой?
Заключение Вот теперь, после тренировочных упражнений - получен учебный продукт – умение работать с такими задачами. Теперь человечек решает задачи не то что без отвращения – с упоением! Он парит над ними, управляет, властвует!
Спасибо за внимание!