Критическое мышление Васильева Лариса Петровна учитель английского языка СОШ 4 г. Абинска Краснодарского края
Не критическое мышление Простое запоминание Понимание сложных идей Творческое или интуитивное мышление
Критическое мышление « Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.» Ральф Джонсон
Признаки критического мышления: Это мышление самостоятельное (носит индивидуальный характер). Информация является отправным, а не конечным пунктом. Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Стремится к убедительной аргументации. Это мышление социальное
К ритически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.
Вопросы…Вопросы… Вопросы… « Хороший вопрос – это вопрос, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив.» В.М. Снетков
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Алисон Кинг
Д жон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мёртв. Отчего почил Билл?
Условия для развития умения задавать вопросы Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Учителю следует больше использовать открытых, творческих вопросов. (Да, кстати, интересно).
Не следует вопросом заставлять детей защищаться. У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами.
Ромашка вопросов Простые вопросы Интерпретационные (объясняющие вопросы) Творческие вопросы Оценочные вопросы Практические вопросы
Простые вопросы О Ответ – точная информация. Сколько времен года в году?
Уточняющие вопросы То есть ты говоришь, что…? Если я правильно понимаю, то… ? Я Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?
Интерпретационные вопросы Почему? Если присутствует элемент самостоятельности и нет принуждения, или известного точного ответа.
Творческие вопросы В Вопросы с частицей «бы» и типа: Как вы думаете будут развиваться события после рекламы?
Оценочные вопросы Почему вам это нравится, а то нет?
Практические вопросы Г де в обычной жизни мы можем наблюдать диффузию?
Стратегии и приёмы, развивающие умение задавать вопросы Стратегия «Вопросительные слова» «Толстый и тонкий вопросы» Приём 6 W
Вопросительные слова Вопросительные слова Как ? Что? Где ? Почему? Сколько? Каким образом? Из чего состоит? Основные понятия темы Неоправданные ожидания Гнев Непонимание Плохое поведение Конфликт Ученики Учителя
Толстый и тонкий вопросы ? ? ? ? ? ? Какова связь Который между временем сейчас час? года и поведением человека?
Приём 6 W Тема «Экология» -З-З-З-Зачем изучать экологию? Чтобы умело жить в природе? - З ЗЗ Зачем умело жить в природе? Чтобы бережно к ней относиться. -З-З-З-Зачем бережно к ней относиться? и т.д.
Б лагодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное
Хотите узнать ответ?
Билл был рыбкой и погиб, когда банку опрокинуло со стола сквозняком.