Русский авангард одно из направлений модернизма в России в гг. Расцвет приходится на гг. Общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры. Наследие русских авангардистов до сих пор пользуется большой популярностью. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. Основными направлениями русского авангарда были: Абстракционизм, Василий Кандинский Супрематизм, Казимир Малевич Конструктивизм, Владимир Татлин Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский Органическое направление, Михаил Матюшин
На появления архитектуры русского авангарда повлияли абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича, итальянский футуризм и европейский кубизм. На развитие нового стиля оказали влияние проуны Эль Лисицкого, архитекторы Малевича, архитектонические композиции Якова Чернихова Проуны Эль Лисицицкого Архитектоны Малевича Композиция Я.Чернихова
На первое место вышли три основных принципа: Целесообразность и практичность сооружения. Возводимые постройки должны были служить утилитарным целям, организовывать жизнь людей в соответствии с их потребностями, создавать комфортные условия для труда и быта. Обнажение истинной формы архитектурной оболочки. Рисунок внутреннего пространства задавал функциональный и эстетический образ экстерьера. Аскетичность конструкций и природная естественность материалов. Принцип «искусство ради искусства» был уже не актуален. Художественный и утилитарный смысл выражался в создании «чистой» композиции, лишенный атрибутивной завуалированности. Основными чертами авангарда в архитектуре были: Строгость и лаконичность форм Простота и логичность внешнего облика
Внушительный базис идейных накоплений и поиск новых способов самовыражения привели к выделению в середине 20 – х годов двух самостоятельных направлений под эгидой авангардизма, получивших название конструктивизм и рационализм. Принципиальным отличием между этими течениями стало отношение к вопросу восприятия архитектуры человеком: Конструктивизм пропагандировал функциональный метод как сумму множества факторов (социальных, технических), детерминирующих процесс создания сооружения, но не уделял внимания психофизическим законам Рационалисты ратовали за необходимость анализа личностных особенностей восприятия архитектурных построек В дальнейшем представители данных направлений образовали два творческих объединения: ОСА и АСНОВА
Объединение современных архитекторов. Конструктивисты. Представители : братья Веснины и М.Я. Гинзбург Принципы: функционально – конструктивный подход к проектированию; главное назначение здания; принцип проектирования «изнутри наружу» Выразительность конструкции заключалась не в декоративном оформлении, а в динамичном сочетании вертикальных и горизонтальных линий, цветовой и пространственной свободе плана возводимого сооружения. Конструктивисты мыслили категориями эргономичности и целесообразности. Форма архитектурного объекта соответствует функции. Ассоциация новых архитекторов. Рационалисты. Представители: Н. Ладовский и В.Кринский Принципы: главное архитектура на основе объективных психофизиологических законов человеческого восприятия, т.е. главное – образная задача; принцип проектирования «снаружи внутрь» Рационалисты делали акцент на эстетических задачах зодчества, достижении его выразительности с использованием законов психофизиологии человеческого восприятия. На формировании их концепции оказали влияние кубофутуризм, супрематизм и символический романтизм. На первый план вышел пластический образ объекта (конструкция играла второстепенную роль), причем особое значение приобрело его объемно-пространственное решение.
Проект здания для московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924 г.) Арх-р: братья Веснины Дворец культуры им. Лихачева в Москве, ( гг). Арх-р: братья Веснины
Станция метро «Лермонтовская» (бывш. «Красные ворота») 1935 г. Арх-р: Н.А.Ладовский Экспериментальный проект здания ВСНХ на Лубянской площади в Москве Арх-р: В.Ф. Кринский Исследовательская стратегия рационалистов выражалась в стремлении выявить особенности и закономерности психоэмоционального восприятия архитектурного сооружения, в связи с чем многие сторонники данного веяния занимались преподаванием или были задействованы в градостроительной сфере. Ориентация на кабинетные исследования, а не на практику привела к тому, что после рационалистов фактически не осталось воплощенных проектов.
В числе ведущих архитекторов советского авангарда был и Константин Мельников, не входивший ни в одно творческое объединение и остававшийся яркой творческой индивидуальностью. Его собственный дом, построенный в 1929 г. в центре Москвы, вблизи улицы Арбат - уникальный архитектурный памятник столицы.
Его понимание роли архитектуры, нестандартное отношение к объему и форме нашли отражение в знаменитом павильоне «Махорка». Неформатный геометризм конструкции Мельникова (консольные свесы, отказ от линейной поверхности крыши в ползу односкатной, внешняя, ничем не декорированная винтовая лестница и открытые пространства фасада для рекламы) подняли совершенно новый уровень в архитектуре и положили начало другим новаторским проектам архитектора: гаражи, клубы и дома культуры.
Гараж Интуриста (совместно с В. И. Курочкиным), г. Москва, 1934 г Клуб им. Фрунзе, г. Москва, гг. Клуб завода «Каучук», г. Москва, гг Клуб им. Русакова, г. Москва, гг. Павильон СССР на выставке в Париже, 1925 г.
Творческое преломление достижений различных областей искусств, и, самое главное, уникальные методы работы с объемно – пространственными категориями и материалами создали неповторимый облик русского авангарда 20 – х гг. Учившиеся в тот момент нынешние звезды современной архитектуры, среди них Заха Хадид, Рем Колхас, Тадао Андо, Стивен Холл, Ричард Мейер, не скрывают того огромного влияния, которое оказало на них знакомство с авангардом 1920-х, в том числе с проектами Леонидова, Ладовского, Мельникова, Весниных, Татлина, Гинзбурга, с утопической графикой Якова Чернихова. К сожалению, в отечественной архитектурной традиции наследие авангарда и по сей день не вполне принято, осознано и оценено.