Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
презентация Здравствуй, песок
Advertisements

Выполнила: Ерофеева Татьяна Гр ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их.
Выполнила : Педагог – психолог МАДОУ «Детский сад 266» Сухорукова Алена Александровна.
« » ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Песочная терапия в развитии сенсорного воспитания » Вишлиной Людмилы Семёновны воспитателя структурного.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 67 Мастер - класс ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Песочница желаний » педагога.
Автор: Зайцева Елена Валерьевна воспитатель первой квалификационной категории.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Карл Густав Юнг ( )
Песочная терапия – нетрадиционная форма взаимодействия с семьями воспитанников Сальникова Надежда Александровна – учитель – дефектолог высшей квалификационной.
Педагог –психолог МОУ «Детский дом» КМР Мехоношина Елена Сергеевна.
"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К.Г.Юнг Элементы песочной терапии на логопедических занятиях. Логопедическая служба ГОУ.
«Чудо – песочница» познавательно-эстетическое развитие детей Авторская программа педагога-психолога Мандрыгиной Светланы Николаевны для детей 3-5 лет проект.
Подготовила Студентка III курса, 33-А группы Мулявина Елизавета Вадимовна.
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» СП «Детский сад 3 комбинированного вида» Педагог-психолог: Былкина Татьяна Геннадьевна.
Для организации игр с песком необходимы следующие предметы: фигурки людей, разнообразных по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности,
Возможности песочной терапии в работе по развитию речи дошкольников Над речью ребенка работаем вместе город Владимир МБДОУ «Детский сад 1» 2013 год Авторы:
Развитие способностей и мастерства через изобразительную деятельность Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного.
Пескотерапия «Чувствительные ладошки» ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» Педагог-психолог И.Ф.Буян.
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ в РАБОТЕ с ДЕТЬМИ логопедических групп.
Транксрипт:

Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арт терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум К.Г. Юнг Главная идея песочной терапии: Игра с песком даёт возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы своих фантазий.

История песочной терапии. Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу. Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии.

Оснащение кабинета песочной терапии 1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)

Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

Как проходит сеанс песочной терапии? Перед началом сессии клиент получает от терапевта несложные правила-рекомендации: по- смотреть вокруг и выбрать пред- меты, которые притягивают взгляд или их просто хочется подержать в руках. После чего он приступает к построению песочной композиции. В этот момент человек погружается в глубокий творческий процесс взаимоотношений с песком: его можно пересыпать, поливать водой, выравнивать и строить горы, создавать любой рельеф. Название композиции становится первой метафорой, появляется ассоциативный ряд, позволяющий вслух проговорить свои ощущения.

Далее следует история о взаимосвязи предметов в песочнице. Содержание рассказа не обязательно имеет отношение к внешней жизни клиента, но вполне может отражать внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными. В этом процессе важна каждая фигура-символ, здесь нет ничего лишнего и случайного. Соответственно, вы сами или, если необходимо, с помощью терапевта, пытаетесь понять свою личную структуру мира. Благодаря работе с символами вы освобождаетесь от боли негативных переживаний. Они становятся багажом знаний о себе и прожитым опытом, а следовательно, позволяют двигаться вперед легче, иначе глядя на окружающую действительность.

Песочная композиция проходит цикл сюжетов, психологических состояний человека: запрос, хаос, борьба, строительство, гармония. Сюжеты сменяют друг друга одновременно со сменой актуального внутреннего конфликта. Терапевтический процесс может длиться несколько месяцев и составляет приблизительно 10 песочниц. Каждую из них терапевт фотографирует. По истечении 10 сессий фотографии распечатываются и анализируются совместно с клиентом. Таким образом происходит глубинное осознание себя и своего внутреннего мира.

Преимущества песочной терапии перед другими методами: Не имеет ограничений (возраст, интеллект). Позволяет снять контроль сознания. Освобождает творческий потенциал человека. Способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него). Даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни. Обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов. Создаёт связь между сознательным и бессознательным человека. Является понятным способом самовыражения для детей. Развивает способность к преодолению трудностей. Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя. Способствует повышению ответственности за свои действия и поступки. Даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой.

Основная цель песочной терапии достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» Дора Калф, «Sandplay», 1980.

Песочная терапия даёт возможность -исследовать свой внутренний мир с помощью песочницы с песком и коллекции миниатюрных фигурок, - выразить то, для чего трудно подобрать слова. Для ребенка это самый естественный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Песочная терапия дает возможность увидеть свою жизнь на песочной сцене. Фигурки в песочнице будут олицетворять проблемную ситуацию. Песок становится землей, голубое дно песочницы превращается в водную гладь, борта – в стороны горизонта. Фигурки людей и зверей, « ожившие » в Ваших руках, начинают разыгрывать Вашу личную сказку и вести ее к счастливому завершению. В этой истории Вы будете сказочником и главным героем. Поймете суть своей проблемы, найдете способы ее решения и получите удовольствие от игры.

Создавая песочную композицию, человек выносит на поверхность песка свой внутренний мир, то, что актуально для него в данный момент времени. И теперь, когда он становится видимым, человек может это осознать, понять, начать искать выход. Человек успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает. Происходит отреагирование внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.

Любой человек испытывает в жизни переживания, а ребёнок – тем более. Ведь он сталкивается со всем впервые, его жизненный опыт ещё очень мал, эмоции неустойчивы, речь недостаточно развита. Игра в песке – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети учатся общаться, дружить, решать конфликты, справляться с трудностями. Опыт, полу-ченный в песочнице переносится в реальную жизнь. Песочная терапия помогает ребёнку найти то, что его тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.

Возможности песочной терапии. Данный метод позволяет: -Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. -Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. -Изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей жизни.

Показания к применению: -Трудности в общении -Взаимоотношения детей и родителей -Кризисные ситуации (развод, переезд) -Психологические травмы -Расстройства настроения -Повышенная тревожность, страхи -Проблемы поведения. Противоказания к применению: Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Песочная терапия проводится - со взрослыми и детьми, - индивидуально и в группе, - с диагностическими, - коррекционными, - развивающими целями.

Песок - удивительный материал! Он притягивает к себе сразу, особенно детей. Мы погружаем руки в песок и нас охватывают удивительные ощущения! Он может буквально течь сквозь пальцы как вода, а в мокром виде может сохранять форму. Он приятный на ощупь, он податливый, из него можно строить и перестраивать свой неповторимый мир до полного принятия и гармонии. Погружаясь в это почти медитативное состояние, человек освобождается от внутренней суеты, тревоги, достигает состояния внутреннего равновесия.

В развивающих и обучающих занятиях использовать песочную терапию можно и нужно потому что: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Песочные сказки- это детская развивающая программа по сказкотерапии в песочнице.

Почему песочные? "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский.

Почему сказки? Как взрослый может понять, что беспокоит ребёнка? Ведь малыш не может ему об этом рассказать в силу своего возраста... Как взрослым поделиться своими жизненными навыками и опытом, не навязывая их своим детям? Как помочь ребёнку избавиться от страхов, злости, обиды? ОТВЕТ прост – с помощью сказки! Эффект возрастает, если всё это делать в песочнице, ведь игра в песок так естественна и интересна ребёнку! Так мы и поступаем на занятиях : берём сказочную историю необходимой тематики и «разыгрываем» ее. Ребёнок ассоциирует себя или своих близких с героями сказки, "проживает" вместе с ними все события, делится своими переживаниями и страхами. «Игра в песок» превращается в очень полезную беседу, которая «лечит словом». В результате игры ребенок сам справляется со страшными героями, помогает слабым, учит грубиянов и забияк… А ещё развивает фантазию, мелкую моторику, речь, умение общаться с другими детьми!

Список литературы. 1. Зинкевич – ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. «Речь», Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, Эль Г. Человек, играющий в песок". Речь", Сакович Н.А.Технология игры в песок. Игры на мосту, Речь", Епанчинцева О. Ю.Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Детство-Пресс, Елена Ратникова: Игры на песке. Работа с семьей и детьми.Речь, Знатнова И.:Как научить ребенка читать, если ему 2, 3, 4, 5, 6 или 7 лет? Методичка "Песочница".Феникс Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.Песочная терапия в развитии дошкольников. Сфера, Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Для детей 3-7 лет.Учитель Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998 г. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002 г. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006 г. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001 г. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.