Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арт терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум К.Г. Юнг Главная идея песочной терапии: Игра с песком даёт возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы своих фантазий.
История песочной терапии. Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу. Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии.
Оснащение кабинета песочной терапии 1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)
Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.
Как проходит сеанс песочной терапии? Перед началом сессии клиент получает от терапевта несложные правила-рекомендации: по- смотреть вокруг и выбрать пред- меты, которые притягивают взгляд или их просто хочется подержать в руках. После чего он приступает к построению песочной композиции. В этот момент человек погружается в глубокий творческий процесс взаимоотношений с песком: его можно пересыпать, поливать водой, выравнивать и строить горы, создавать любой рельеф. Название композиции становится первой метафорой, появляется ассоциативный ряд, позволяющий вслух проговорить свои ощущения.
Далее следует история о взаимосвязи предметов в песочнице. Содержание рассказа не обязательно имеет отношение к внешней жизни клиента, но вполне может отражать внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными. В этом процессе важна каждая фигура-символ, здесь нет ничего лишнего и случайного. Соответственно, вы сами или, если необходимо, с помощью терапевта, пытаетесь понять свою личную структуру мира. Благодаря работе с символами вы освобождаетесь от боли негативных переживаний. Они становятся багажом знаний о себе и прожитым опытом, а следовательно, позволяют двигаться вперед легче, иначе глядя на окружающую действительность.
Песочная композиция проходит цикл сюжетов, психологических состояний человека: запрос, хаос, борьба, строительство, гармония. Сюжеты сменяют друг друга одновременно со сменой актуального внутреннего конфликта. Терапевтический процесс может длиться несколько месяцев и составляет приблизительно 10 песочниц. Каждую из них терапевт фотографирует. По истечении 10 сессий фотографии распечатываются и анализируются совместно с клиентом. Таким образом происходит глубинное осознание себя и своего внутреннего мира.
Преимущества песочной терапии перед другими методами: Не имеет ограничений (возраст, интеллект). Позволяет снять контроль сознания. Освобождает творческий потенциал человека. Способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него). Даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни. Обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов. Создаёт связь между сознательным и бессознательным человека. Является понятным способом самовыражения для детей. Развивает способность к преодолению трудностей. Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя. Способствует повышению ответственности за свои действия и поступки. Даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой.
Основная цель песочной терапии достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» Дора Калф, «Sandplay», 1980.
Песочная терапия даёт возможность -исследовать свой внутренний мир с помощью песочницы с песком и коллекции миниатюрных фигурок, - выразить то, для чего трудно подобрать слова. Для ребенка это самый естественный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Песочная терапия дает возможность увидеть свою жизнь на песочной сцене. Фигурки в песочнице будут олицетворять проблемную ситуацию. Песок становится землей, голубое дно песочницы превращается в водную гладь, борта – в стороны горизонта. Фигурки людей и зверей, « ожившие » в Ваших руках, начинают разыгрывать Вашу личную сказку и вести ее к счастливому завершению. В этой истории Вы будете сказочником и главным героем. Поймете суть своей проблемы, найдете способы ее решения и получите удовольствие от игры.
Создавая песочную композицию, человек выносит на поверхность песка свой внутренний мир, то, что актуально для него в данный момент времени. И теперь, когда он становится видимым, человек может это осознать, понять, начать искать выход. Человек успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает. Происходит отреагирование внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.
Любой человек испытывает в жизни переживания, а ребёнок – тем более. Ведь он сталкивается со всем впервые, его жизненный опыт ещё очень мал, эмоции неустойчивы, речь недостаточно развита. Игра в песке – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети учатся общаться, дружить, решать конфликты, справляться с трудностями. Опыт, полу-ченный в песочнице переносится в реальную жизнь. Песочная терапия помогает ребёнку найти то, что его тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Возможности песочной терапии. Данный метод позволяет: -Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. -Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. -Изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей жизни.
Показания к применению: -Трудности в общении -Взаимоотношения детей и родителей -Кризисные ситуации (развод, переезд) -Психологические травмы -Расстройства настроения -Повышенная тревожность, страхи -Проблемы поведения. Противоказания к применению: Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.
Песочная терапия проводится - со взрослыми и детьми, - индивидуально и в группе, - с диагностическими, - коррекционными, - развивающими целями.
Песок - удивительный материал! Он притягивает к себе сразу, особенно детей. Мы погружаем руки в песок и нас охватывают удивительные ощущения! Он может буквально течь сквозь пальцы как вода, а в мокром виде может сохранять форму. Он приятный на ощупь, он податливый, из него можно строить и перестраивать свой неповторимый мир до полного принятия и гармонии. Погружаясь в это почти медитативное состояние, человек освобождается от внутренней суеты, тревоги, достигает состояния внутреннего равновесия.
В развивающих и обучающих занятиях использовать песочную терапию можно и нужно потому что: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Песочные сказки- это детская развивающая программа по сказкотерапии в песочнице.
Почему песочные? "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский.
Почему сказки? Как взрослый может понять, что беспокоит ребёнка? Ведь малыш не может ему об этом рассказать в силу своего возраста... Как взрослым поделиться своими жизненными навыками и опытом, не навязывая их своим детям? Как помочь ребёнку избавиться от страхов, злости, обиды? ОТВЕТ прост – с помощью сказки! Эффект возрастает, если всё это делать в песочнице, ведь игра в песок так естественна и интересна ребёнку! Так мы и поступаем на занятиях : берём сказочную историю необходимой тематики и «разыгрываем» ее. Ребёнок ассоциирует себя или своих близких с героями сказки, "проживает" вместе с ними все события, делится своими переживаниями и страхами. «Игра в песок» превращается в очень полезную беседу, которая «лечит словом». В результате игры ребенок сам справляется со страшными героями, помогает слабым, учит грубиянов и забияк… А ещё развивает фантазию, мелкую моторику, речь, умение общаться с другими детьми!
Список литературы. 1. Зинкевич – ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. «Речь», Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, Эль Г. Человек, играющий в песок". Речь", Сакович Н.А.Технология игры в песок. Игры на мосту, Речь", Епанчинцева О. Ю.Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Детство-Пресс, Елена Ратникова: Игры на песке. Работа с семьей и детьми.Речь, Знатнова И.:Как научить ребенка читать, если ему 2, 3, 4, 5, 6 или 7 лет? Методичка "Песочница".Феникс Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.Песочная терапия в развитии дошкольников. Сфера, Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Для детей 3-7 лет.Учитель Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998 г. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002 г. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006 г. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001 г. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.