Мозговой штурм
Мозговой штурм Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Мозговой штурм Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников. Использование коллективных возможностей группы для быстрого и эффективного решения поставленной задачи. Принцип: группа людей высказывает мысли по поводу решения задачи.
Никто не имеет право давать оценку идеям других участников Всего за несколько минут можно получить десяток идей Количество не служит самоцелью, это основа для принятого решения «Штурм» можно считать удавшимся, если высказанных идей послужат базой для решения проблемы
Задачи: Творческое усвоение школьниками учебного материала; Связь теоретических знаний с практикой; Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Сущность метода: заключается в коллективной творческой деятельности учащихся по разрешению сложной проблемы
Достоинства: Выявление и развитие творческих способностей учащихся. Положительный эмоциональный настрой. Сотрудничество, навыки общения в условиях дефицита времени, ученики учатся слушать и слышать друг друга. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. Тренинг навыка – кратко и четко формировать свою мысль.
Подготовка к мозговому штурму: Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи; Планирование общего хода занятия; Определение времени каждого этапа занятия; Подбор вопросов для разминки; Разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей.
Правила: 1. Никто не может претендовать на особую роль. 2. Запрещаются взаимные критические замечания. 3. Все идеи, даже фантастические, приветствуются. 4. Решение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение. 5. Количество идей неограниченно.
ИНСТРУКЦИЯ Внимание! Помните, что во время «мозгового штурма» вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после «мозгового штурма». !
Этапы мозгового штурма
Организационный Организационный (10 минут) 1) Музыкальное сопровождение перед началом работы 2) Введение в урок 3) Обозначение проблемы 4) Знакомство с правилами штурма 5) Формирование и размещение групп
Разминка (10 минут) Цель- помочь освободиться от стереотипов (вопросы на сообразительность). При затруднении преподаватель сам может выдвинуть 1-2 ответа на вопросы.
Штурм 1 этап Штурм 1 этап (5 минут) 1) Постановка проблемы, 2) Уточнение задачи, 3) Критерии оценки идей, 4) Повторение правил мозгового штурма 5) Выбор эксперта (1 человек в группе), который записывает выдвигаемые идеи.
Правило ведущего Правило ведущего: не вмешиваться в работу групп, возвращать группу в рабочее состояние.
Штурм 2 этап Штурм 2 этап (15 минут) Основной этап, когда выдвигаются идеи.
Штурм 3 этап Штурм 3 этап (15 минут) Этап отбора и оценки полученных идей, во время которого эксперты объединяются для отбора лучших идей, согласно критериям. Желательно экспертов изолировать от основной группы. Основная группа должна быть занята играми, несложными конкурсами.
Штурм 4 этап Штурм 4 этап (10-15 минут) Заключительный этап. Сообщение результатов о количестве предложений. Защита авторов лучших идей. Коллективное обсуждение. Педагог подводит итоги, дает общую оценку работы групп.
Метод интенсивной атаки его можно отнести к методам стимулирования и мотивации, метод интенсификации творческой деятельности
Приемы, которые использует преподаватель, применяя данный метод: Образное представление объекта. Использование ассоциации. Прием экстраполяции (перенесение объекта в будущее, в другую ситуацию, прием «лестничных пролетов» - прогноз с точки зрения будущего, изменение параметров и др.
Применение УМШ на практике. Литературное чтение. 2 класс. 2 класс.
Как помирить братьев? Предложите возможные варианты, как братья могут запастись водой и больше не ссориться.
Выкопать колодец. Построить водокачку. Привезти из соседней деревни. Запасти в бочку. Провести водопровод. Протянуть шланг. Перегородить реку.
Как помирились братья.
Рефлексия Мне понравилось решение, которое предложил ____________________________ оно было ____________________ Оценка своей работы Моё решение было: ( удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, __________________________________ ).