Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип. Некоммерческий тип страховой защиты охватывает всю первоначальную историю человеческого общества от древнейших времен его первобытного состояния до настоящего времени (в формах государственного социального обеспечения и обществ взаимного страхования). Осознавая неминуемость стихийных бедствий и катастроф, люди стали создавать общинные запасы пищи, воды, семян и т.п. на случай неурожаев, засух, пожаров и т.д. По мере накопления исторического опыта неэкономические формы избежание опасностей и угроз стали дополняться экономическими.
Страхование как социально-экономический институт имеет долгую историю развития, берущую начало в глубокой древности. Возникновению страхования предшествовали объективные предпосылки, которые и побудили людей вступать в определенные социально-экономические отношения, названные позже страхованием. Такими предпосылками послужили происходившие в жизни людей опасные явления и события, причиняли им невосполнимые имущественные и физические потери. Отметим, что первые признаки подлинного страхования стали проявляться в средние века, когда начали создаваться специальные общества для формирования денежных касс, средства которых подлежали расходованию при наступлении заранее определенных опасных событий.
Экономическая категория «страхования» это система экономических отношений, включающая, во-первых, образование за счет взносов юридических и физических лиц специального фонда средств и, во-вторых, его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам помощи при наступлении различных событий в их жизни.
Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономи ческой категории страхования можно выделить следующие: 1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. 2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. 3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Страхование осуществляется преимущественно в двух формах: в добровольной и обязательной. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств в рамках страховой деятельности с помощью определенного комплекса мер, действий. Основной целью государственного регулировании страхового рынка России, в первую очередь, является защита интересов страхователей и государства, что может выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, но и в обеспечении постоянных налоговых и иных поступлений от страховой отрасли.
Для обеспечения непрерывности производства и поддержания социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования рисков в экономике. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%, а совокупный объем рынка достигнуть в ценах 2007 года 3 трлн рублей (122,2 млрд долларов), или 4% от ВВП. Страхование вместо создания внебюджетных фондов или прямого финансирования устранения последствий техногенных или природных катастроф, аварий и прочих событий это единственный путь снизить нагрузку на государственные финансы при повышении эффективности управления рисками.
В мировой экономике страховые компании принадлежат к числу наиболее крупных коллективных инвесторов и занимают активную инвестиционную позицию. Такого рода активность напрямую зависит от динамики страхового рынка в целом. Если она положительная, то сегмент страховых услуг аккумулирует внушительный объем ресурсов, а инвестиционная деятельность страховщиков позволяет снизить нагрузку на бюджет государства (специальные пенсионные программы), и делает страховщиков источником долгосрочных ресурсов.
По прогнозу, темпы прироста страховых взносов составят 2-5%, объем рынка не превысит 1070 млрд рублей. Прогноз предполагает относительно умеренный кризис на банковском рынке, сохранение санкций против России на текущем уровне, незначительное сокращение объемов ВВП (валовой внутренний продукт). По негативному прогнозу, объем страхового рынка в 2016 году сократится на 1-4%. Негативный сценарий реализуется при углублении кризиса на банковском рынке, расширении санкций против России, заметном сокращении ВВП. Прогнозы даны в номинальном выражении без учета инфляции.
В 2016 году произойдет резкое замедление темпов прироста взносов по ОСАГО за счет исчерпания эффекта от повышения тарифов (уже со 2 квартала 2016 года).
В 2016 году продолжится сокращение объемов рынка страхования автокаско за счет падения продаж автомобилей и отказа части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене.
В 2016 году произойдет замедление роста взносов по страхованию жизни за счет сокращения кредитования населения и постепенного насыщения в сегменте инвестиционного и накопительного страхования жизни. В 2016 году ожидается ухудшение финансовых показателей страховщиков жизни, что будет оказывать негативное давление на уровни их рейтингов.
В 2016 году рынок ДМС продолжит расти невысокими темпами. Негативное влияние на динамику показателя окажет снижение предприятиями расходов на страховые программы (в первую очередь за счет сокращения их наполненности). Рост рынка будет связан с увеличением тарифов вслед за инфляцией услуг ЛПУ (лечебно-профилактическое учреждение).
Сокращение кредитования населения и сокращение страхования от НС туристов, выезжающих за рубеж, окажет негативное влияние и на рынок страхования от НС и болезней.