Понятие способности Подготовила студентка группы ПЗ-51 Коваленко А.В.
Способности : 1. индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2. имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3. понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
«Одаренность», понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.
«Креативность» – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходов и новых продуктов.
Условия для развития способностей: 1. ребенок должен иметь хорошие задатки. 2. одаренность формирует окружающая среда. 3. способности приобретаются в результате обучения и только в обучении. 4. формирование таланта завершается к 13 годам.
Для этого надо развивать познавательные способности и навыки: владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации;
умение улавливать сложные идеи; умение замечать тонкие различия; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; построение гипотез; применение идей на практике; способность к преобразованиям; критичность в мышлении; высокая любознательность
Развивать творческие способности: способность рисковать; дивергентное мышление (т.е. воспринимающее идею в целом, интуитивно); гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных идей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.
Гениальность Гениальность (от лат. genius – дух) – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Мы узнали: