Метод пиктограммы Выполнили: студентки группы ДДЛ-114 Максимкина К. Шестопалова А.
Пиктограмма знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930), а разработала метод пиктограммы С.В. Лонгинова (1972). Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая. Метод совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности
Процедура проведения метода Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению. Материал: несколько листов чистой бумаги; карандаши,набор стимульных слов и словосочетаний.
Стимульный материал для запоминания: 1. Глухая старуха 2. Слепой мальчик 3. Девочке холодно. 4. Веселый праздник 5. Власть 6. Голодный человек 7. Строгая учительница 8. Страх 9. Тяжелая работа 10. Больная женщина. 11. Печаль 12. Развитие
Ребенку объясняют, что будет проверяться его память. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить данное слово. Выбранные из легких первые слова и словосочетания могут быть использованы для разъяснения задания, уточнения инструкции (или образца выполнения), если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Инструкция: Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет.
Процедура проведения метода После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.
Протокол обследования (пример выполнения задания).
Обработка данных: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы: пиктограммы- образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм
Анализ результатов Предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по слабому признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.
3. Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном её чувствительности, и с формализацией ответов. Перспективы использования метода пиктограммы 1. Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности и позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого. 2. Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализацию ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик