Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
Изменяется система уровней образования (образовательных цензов): СейчасПредлагается 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование. 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка.
Сохранение и расширение гарантий прав граждан на образование. Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике, в том числе государственные гарантии об общедоступном и бесплатном образовании, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием и др.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность СейчасПредлагается Образовательную деятельность вправе вести: образовательные учреждения; научные организации; иные организации любой организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели. Образовательную деятельность вправе вести: образовательные организации; научные организации; иные юридические лица любой организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей.
Совершенствуются типы и виды образовательных организаций: СейчасПредлагается Типы образовательных учреждений (ОУ): 1) дошкольные ОУ; 2) общеобразовательные учреждения; 3) учреждения НПО, СПО, ВПО и послевузовского ПО; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Виды ОУ определены Типовыми положениями об ОУ. Предлагаются следующие типы образовательных организаций (ОО), реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная ОО; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная ОО; 4) ОО высшего образования. ОО, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов: 1) организация дополнительного образования; 2) организация дополнительного профессионального образования. Виды ОО в рамках типа упраздняются.
СейчасПредлагается Отсутствует.Вводится понятие «обучающийся». Законодательно не урегулировано. Обучающиеся, на время получения образования, бесплатно обеспечиваются учебниками, учебными пособиями, иными необходимыми для учебного процесса учебно-методическими материалами и средствами обучения. Законодательно не урегулировано. Транспортное обеспечение обучающихся Отсутствует.Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Отсутствует.Закреплены вопросы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статус обучающихся: сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся
СейчасПредлагается ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности); длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Дополнено: сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет. Статус педагогических работников: сохраняются все права и меры социальной поддержки педагогических работников
СейчасПредлагается Отсутствует.Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников. Отсутствует.Закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам. Отсутствует.Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Статус педагогических работников: сохраняются все права и меры социальной поддержки педагогических работников
СейчасПредлагается Законодательно не предусмотрены. Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО, других проектах по развитию образования. образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ; при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.
СейчасПредлагается Не предусмотрено.Закрепление права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм. Меры государственной поддержки образовательного кредитования не были разработаны и установлены на законодательном уровне. Регулируется ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Введение новых экономических институтов в сфере образования (образовательное кредитование; частно- государственное партнерство в сфере образования). Экономическая деятельность в сфере образования: закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм
СейчасПредлагается Законодательно не предусмотрены. Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО, других проектах по развитию образования. закреплены реальные механизмы участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, информационной открытости и обязательной публичной отчетности образовательных организаций вне зависимости от организационно-правовых форм; формирование образовательными организациями открытых и общедоступных информационных ресурсов, в том числе на официальном сайте. Информационная открытость образовательной организации.
Необходимо прописать точный норматив числа учащихся в классе, с указанием нижней и верхней границ. Не регламентируется зачисление в школу ребенка старше 8 лет. Необходимо дополнить и подробно прописать нормативно-правовую базу семейного обучения. Не прописано про получение образования в форме экстерната.
Необходимо более четко прописать степень ответственности родителей за посещаемость и успеваемость детей. Необходимо закрепить право учителя на защиту его чести и достоинства от неуважительного отношения несовершеннолетних учащихся, а иногда и их родителей. Отсутствуют альтернативные формы итоговой аттестации обучающихся.