Психолингвистика Подготовил: магистрант 1 года обучения «Языковое образование» Кузьмина Ксения
ПСИХОЛИНГВИСТИКА речевая деятельность человека использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности лингвистические аспекты психологические аспекты социальные аспекты психологические аспекты
ПРЕДМЕТ речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, психологическое содержание, структура, виды (способы), формы, функции язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации человеческая речь как способ реализации речевой деятельности ПСИХОЛИНГВИСТИКА - «СИНТЕТИЧЕСКАЯ», КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА
А. А. Леонтьев цель психолингвистики : рассмотрение особенностей работы механизмов порождения и восприятия речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности предмет психолингвистики: структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка
ОБЪЕКТ процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность) А.А. Леонтьев: объектом психолингвистики всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций человек как субъект речевой деятельности и носитель языка процессы формирования речи и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека)
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Общая методология Специальная методология Исследовательские методы Философия (мировоззрение, некий общий путь движения мысли к научной истине, общий «стиль мышления») Речевая деятельность рассматривается с учетом характерных для нее многообразных и меняющихся внутренних и внешних связей Законы науки, ее теория, гипотезы, научные концепции, аксиомы и понятия, методологические принципы и т. д. -организационные *сравнительный метод *лонгитюдный метод *комплексный метод -эмпирические *объективное наблюдение *самонаблюдение *беседа, анкетирование, вопросники, тесты *эксперимент -обрабатывающие -интерпретационные
ПСИХОЛИНГВИСТИКА ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА СЕМИОТИКА ЛОГИКА СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНА ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.Пронко – 1946 год 1953 год – межуниверситетский семинар (Комитет по лингвистике и психологии Исследовательского совета по социальным наукам при Университет штата Индиана) Чарльз Осгуд и Джон Кэрролл, Томас Сибеок
А.А.Леонтьев Психолингвистические поколения: 1) Ч. Осгуд, Дж. Кэрролл, Т. Сибеок, Ф. Лаунсбери и др. 2) Дж. Миллер, Н. Хомский, Д. Слобин и др. 3) «Новая психолингвистика» - Джером Брунер, Дж. Верч; Жак Мелер, Жорж Нуазе, Даниэль Дюбуа; Р.Ромметвейт. Московская психолингвистическая школа – характеристика процессов преобразования смысловой информации + анализ процессов становления и функционирования языкового сознания
Метод семантического дифференциала 1 Хороший 2 Скорее хороший, чем нейтральный 3 Скорее нейтральный, чем хороший 4 Нейтральный 5 Скорее нейтральный, чем плохой 6 Скорее плохой, чем средний 7 Плохой