ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина, В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн, А. А.Люблинская. Темой рассказывания по серии сюжетных картин в разное время занимались такие ученые как Н. Н.Поддъяков, В. В.Гербова и другие.
Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Объект: обучение дошкольников рассказыванию с использованием картин. Предмет: процесс развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием картин. Цель: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием картин на развитие связной речи дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, беседа.
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; - натюрморт: И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Требования к отбору картин - содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Обучение детей рассматриванию картин Структура занятия Методические приемы Мл., ср. группы Ст., подгот. группы I часть. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину. Подготовить их к ее восприятию. II часть. Рассматривание картины состоит из двух частей. Цель 1 части: создать целостное представление по всей картине. Цель 2 части: установить связи и отношения. III часть. Обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание рассказывать самому и слушать рассказы других детей. Вопросы, загадки, дидактические игры до внесения картины. Художественное слово. Внесение картины. Вопросы от внесенного персонажа. Образец рассказа воспитателя. Вводная беседа, вопросы детей (ответ находят по картине). Загадки, художественное слово и т.д. Вопросы по содержанию картины. Образец воспитателя, частичный образец, план рассказа, литературный образец, коллективное рассказывание.
Цель: упражнять в отгадывании загадок, формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием, составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план; развивать умение подбирать слова, близкие по значению, обозначающие действия предметов; развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество. Занятие (приложение Д) Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Занятие (приложение Е) Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей». Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.
1 234
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!