Развитие зрительно- моторной и двигательной координации у старших дошкольников Подготовила: воспитатель старшей группы общеобразовательной направленности МДОУ «Детский сад 2 «Ромашка» г.Джанкоя Республики Крым Турченюк Олеся Алексеевна
Зрительно-моторная координация- это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Актуальность. Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития. Чтобы научить говорить ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
Задачи по развитию зрительно- моторной координации: Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способность координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием.
Условия для выполнения задач: Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул Формирование способов восприятия движущихся предметов Развитие осязания и мелкой моторики
Формы работы для развития зрительно-моторной координации Традиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук; Игры с пальчиками с речевым сопровождением; Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками; Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки, волчок Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; Нетрадиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.п.; Игры с крупой; Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игры с конструктором лего Способствуют развитию восприятия ( создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов)
Игры с прищепками Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Игры со счётными палочками. «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»
Разверни, не порви… Нужно развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.
Работа с ножницами В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Пазлы и мозаика Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Важно научить ребенка составлять узор по образцу
Игры с природным материалом Из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.
Игры с бумагой Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.
Развитие графических навыков Цель: развитие графических навыков путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.
Учить детей поэлементно воспроизводить рисунок, срисовывать идентично образцу