История развития школьного самоуправления
Исторические истоки Валентин Тротцендорф (Фридланд), первый педагог, использовавший в целях гражданского воспитания специально организованное школьное самоуправление ( гг., латинская школа в г. Гольдберге (Силезия). Ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который возглавлялся самим Тротцендорфом. Сенат рассматривал и разрешал возникавшие в школе конфликты.
Школьное самоуправление – это сообщество, которое обсуждает совместные дела. Принцип – игра. Форма – моделирование государственной деятельности. Цель – подготовка юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности"
Школа или класс – это государство КонсулКонсул Сенат Претор(Суд)Претор(Суд)
Исторические истоки Элементы самоорганизации детей были заложены М. В. Ломоносовым в "Регламенте московских гимназий" (1758 г.), согласно которому порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами: "Первая школьная экзерциция (правила) есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник этого же классу и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам свидетельствовать может".
Первое применение реального самоуправления в практике общественных отношений 1918 год февраль Россия: выборы в волостные самоуправления
Август 1918 г. Москва. Первый Всероссийский съезд по просвещению "Основные принципы единой трудовой школы" Первый этап:
"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
Школьный совет Все работники школы Представители трудового населения данного школьного района (¼ от школьных работников) Представители от учащихся старших возрастных группы: с 12 лет (¼ от школьных работников) Один представитель от отдела народного образования
Московская опытно- показательная школа имени П. Н. Лепешинского М.М. Пистрак Коммуна "Красные зори" И.В. Ионин "Школа социально- индивидуально- го воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуе- мых" В.Н. Сорока- Росинский А.С. Макаренко Опыт школьного самоуправления
В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления. Все ее элементы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но наибольшее развитие самоуправления получили в школах коммунального типа, где через самоуправление в полной мере соединились принципы единой и трудовой школы.
1. Необходимо было добиться в короткие сроки реальных результатов (борьба с беспризорностью) 2. К работе в школах-колониях привлекались наиболее талантливые педагоги. 3. Школы-колонии были "закрытыми" сообществами, в которых можно было идти на эксперимент и влиять на изменение педагогической ситуации. Почему именно в школах– коммунах?
"Разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Чтобы научиться жить, надо в этом упражняться и не откладывать это дело в дальний ящик…" С. Т. Шацкий "Годы исканий", 1924 г.
Второй этап: е годы XX века Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль За честь школы, Церемония Последнего звонка
Специальная школа для трудных детей Первая в стране школа полного дня. Второй этап: е годы XX века Эдуард Георгиевич Костяшкин ( )
Второй этап: е годы XX века Коммунарское движение; Идея коллективных творческих дел. Коммуна им. Макаренко – общественно-педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов- практиков при ЛГПИ им. Герцена (1963 г.) Игорь Петрович Иванов ( )
Третий этап: е годы XX века Ученическое самоуправление представлено деятельностью детских общественных организаций (пионерия и комсомол) Четвертый этап: 90-е годы XX века Бочкарев Вениамин Иванович Самоуправление образовательного учреждения в виде Школьных советов. Создание Международной Ассоциации содействия школьным советам.
Российское образование на современном этапе Какова роль школьного самоуправления и ученического самоуправления, в частности, в развитии образования в новом XXI веке? Какова роль школьного самоуправления и ученического самоуправления, в частности, в развитии образования в новом XXI веке?
Ответ на этот вопрос во многом сегодня зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги ! Приглашаем к сотрудничеству! Ответ на этот вопрос во многом сегодня зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги ! Приглашаем к сотрудничеству!