Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком
Джон Дьюи предлагал обучать обучающихся на активной основе, через целесообразную деятельность, учитывая его личный интерес в определенном знании. При этом важным являлось отрицание проблемы, знакомой и значимой для ребенка, при решении которой требовалось приложение полученных знаний. Возникало объективное условие для «движения» обучаемого от теории к практике, соединение академических знаний с практическими. Джон Дьюи определил этот метод как «обучение через делание»
Метод проектов использовался в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. работала группа специалистов, которая внедряла проектный метод в практику обучения школьников различным предметам. В 1931 г. метод был исключен из способов работы педагогов. «Возвращение» этого метода в образовательные учреждения наблюдается в настоящее время, ибо новые стандарты общего образования ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Разработка метода проектов у нас связана с именами П. П. Блонского, М. В. Крупениной, В. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина.
1) совокупность документов (расчетов, чертежей для создания какого-либо объекта (сооружения, изделия) 2) предварительный текст какого-либо документа 3) замысел, план Слово «проект» означает (от лат. projectus; букв. - брошенный вперед): Проектирование - процесс создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного объекта
Сущность метода проектов - это решение какой- либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности обучающихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата
Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно- оценочному аспекту педагогической деятельности В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата
- определение проблемы (задачи) - формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы) - подбор методов и средств решения проблемы - проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы - получение и анализ данных - оформление данных в виде текста (схемы, рисунка) - обсуждение и корректировка данных - выражение ожидаемого результата Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи) Последовательность действий такова:
Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?
1) по количеству учащихся: а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные) 2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: а) моно предметные б) межпредметные в) надпредметные 3) по продолжительности: а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя) б) среднесрочные (от 1 до 4 недель) в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года) Проекты классифицируют по определенным признакам
4) по доминирующему виду деятельности: а) информационные предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой- либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов б) исследовательские моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы в) творческие создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки
5) по характеру контактов: а) внутригрупповые б) внутритехникумовские в) региональные (в пределах одной страны) г) международные 6) ценностно-ориентированные: а) экологические б) социальные в) культурологические г) экономические д) политические е) технологические ж) смешанные
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ?
1) формирование личностно значимых способов учебной работы; 2) овладение способами самообразования; 3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития; 4) стимулирование самостоятельной работы обучающихся; 5) приобретение опыта социального взаимодействия; 6) развитие коммуникативных способностей обучающихся; 7) приобретение инициативности. Главные отличительные признаки
- деятельностный - личностно ориентированный - компетентностный - гуманистический - культурологический - ценностный Технологические подходы
КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА?
1) учитывается содержание учебных программ; 2) учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; 3) учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 4) учитываются особенности своей личности; 5) учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств
- темы могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки - темы могут выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своей дисциплине - темы могут предлагаться самими обучающимися Участники формулирования темы Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей
- темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких учебных дисциплин, - темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы, - темы могут иметь комплексный характер Виды тем
КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?
Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта Грамотное формулирование цели - особое умение. Важно иметь в виду, что по отношению к выбранной теме лучше сформулировать одну цель и несколько задач Цель проекта - это обоснованное представление об общих, конечных результатах совместных действий участников проектирования В цели, по существу, формулируется общий замысел исследования. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели
«Что ты хочешь создать в результате проектирования?» По сути организаторам и участникам проектирования необходимо ответить на вопрос: Такими созданиями могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта
1) выяснить … 2) сформулировать… 3) обосновать… 4) создать… 5) разработать… Цель лучше формулировать, начиная с глаголов: 6) организовать… 7) провести… 8) оказать помощь… 9) апробировать…
КАК ВЫРАЖАТЬ ЗАДАЧИ?
Важно знать об основных категориях задач. Лучше их соотносить с основными видами деятельности учащихся, которые реализуются в ходе выполнения проекта Цель развертывается в совокупности задач Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели
Основные категории задач проектирования Задачи:Виды деятельности: - познавательные - коммуникативные - кооперативные - преобразовательные - самообразования - творческие - организационные - социальная - политическая - экономическая - культурная - экологическая - нормативно-правовая - эстетическая - ценностно-ориентационная
КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ?
связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования Содержание задач: Познавательные задачи связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов) Коммуникативные задачи связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами) Кооперативные задачи
связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности Содержание задач: Преобразовательные задачи связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира Задачи самообразования связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем Творческие задачи связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели Организационные задачи
- изучить литературу по теме и выяснить … - определить категории … - ознакомиться с методами … - создать модель (методику) … - провести серию опытов … - апробировать модель (методику) … - разработать рекомендации … - сформулировать … - предложить способы решения … Для выражения задач как и в случае целей лучше использовать глаголы:
КАК ЛУЧШЕ ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА?
В условиях обучения актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практического значения ожидаемых результатов Актуальность связывается с доказательством важности выполнения проекта в настоящее время. Убедительным основанием, определяющим ее, является социальный заказ, отражающий острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения
1. Почему выбрана данная, а не другая тема? 2. Почему тема действительно интересна для практики? 3. Каково новые знание, которое предлагается получить? 4. Каков замысел проекта в целом? 5. Что сделано до Вас, и что предстоит сделать Вам? При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на вопросы
КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА?
В качестве одного из наиболее значимых показателей существования проблемы следует рассматривать наличие объективно проявляющихся противоречий. Логично предположить, что если существует какое-то противоречие, значит имеется и проблема, которая подлежит изучению Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании По сути, ставя проблему, любой из нас задается вопросом, что надо изучить из того, что раньше не было изучено
В противоречии одно явление (мысль, высказывания) исключает другое, несовместимое с ним (к примеру, противоречие в сфере образования, политики, культуры, воспитания; в науках - биологии, географии, литературе) Противоречия выражаются до проблемы. При этом используются суждения, начиная со слова «между» Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими друг друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний
между потребностью современного общества в личности, обладающей высокой нравственной культурой, основанной на осмыслении национальных (русских) традиций, и слабой разработанностью технологий формирования этой культуры с учетом современной социальной действительности Пример противоречия
Пример проблемы: каковы формы и методы, необходимые и достаточные для формирования нравственной культуры обучающихся на основе использования национальных (русских) традиций? Проблему лучше формулировать в виде вопроса Проблема логически вытекает из установленных противоречий и переводится исследователями в плоскость познания
КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ГИПОТЕЗА?
гипотеза сложный мыслительный прием, включающий процесс выдвижения предположения и его последующего обоснования гипотеза умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения гипотеза развернутое и неочевидное предположение, в котором максимально подробно изложена модель будущего научного знания В научной литературе имеются несколько определений гипотезы, делающих акценты на различных формах и сторонах ее осуществления
1. Как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями 2. Как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое Научная гипотеза может выступать в двоякой роли
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не сколько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку Гипотезы в первом проявлении называются описательными, во втором - объяснительными
Пример объяснительной гипотезы
Этапы работы над проектом Этап Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Выдвижение идеи проекта Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели 2. Составление письменного плана выполнения проекта Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи
3. Выполнение проекта Осуществление действий по сбору необходимой информации Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал Наблюдают за работой и косвенно руководит (корректирует действия) 4. Завершение проекта Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник
5. Подготовка отчета по проекту Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления 6. Представление отчета и его оценка Определение ценности выполненного проекта Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом