Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: структура, содержание, условия реализации
Концептуальные положения Стандарта неоднородность состава каждой категории обучающихся с ОВЗ; наличие у каждой группы обучающихся с ОВЗ особых образовательных потребностей; необходимость создания специальных условий получения образования, учитывающих особые образовательные потребности.
Вариант А обучающиеся усваивают основную образовательную программу начального общего образования, представленную в действующем ФГОС; сроки, содержание и результаты обучения сопоставимы со сроками, содержанием и результатами обучения здоровых сверстников; основная образовательная программа обязательно дополняется Программой коррекционной работы; условия обучения учитывают особые образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ.
Вариант В сроки обучения пролонгируются; обучение осуществляется по адаптированной программе; содержание обучения адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; создается комплекс условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Вариант С сроки обучения пролонгируются; обучение осуществляется по адаптированной основной программе; Номенклатура и содержание учебных предметов изменяется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; создается комплекс условий, учитывающих общие и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; результаты обучения несопоставимы с результатами обучения здоровых сверстников.
Вариант D Обучение осуществляется по адаптированной основной образовательной программе, на основе которой образовательная организация разрабатывает индивидуальную образовательную программу; Сроки пролонгируются; Номенклатура предметов и содержание обучения значительно изменяется в сторону усиления жизненной компетенции; Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома и др.)
Функции Стандарта Определение требований к: Структуре адаптированной основной программы; Результатам ее освоения; Условиям реализации.
Структура адаптированной основной образовательной программы Единая для всех вариантов (В, С и D); Соответствует структуре стандарта начального общего образования; Включает перечень различных программ; Дополнена программой коррекционной работы, в том числе программами коррекционных предметов (курсов).
Структурные элементы примерной адаптированной основной образовательной программы: Учебный план Рабочие программы учебных предметов Программы коррекционных курсов Программа духовно-нравственного развития Программа формирования универсальных учебных действий Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа внеурочной деятельности
Результаты освоения примерной адаптированной основной образовательной программы Личностные связаны с овладением жизненными компетенциями; Предметные обусловлены овладением содержанием отдельных учебных предметов; Метапредметные направлены на формирование универсальных учебных действий.
Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы личностные; метапредметные; предметные.
Благодарю за внимание