Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы
Актуальность исследования. Успешность воспитания и развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во- первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальная апробация педагогических условий, способствующих сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если: 1) планомерно воздействовать на систему анализаторов в процессе ознакомления с природой; 2) создать и обогащать «уголок природы» в ДОО.
Задачи исследования: рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в современной отечественной педагогике; определить роль и значение сенсорного воспитания в решении задач всестороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста; организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление педагогических условий, способствующих сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста; обработать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологическая основа исследования: теория восприятия, разработанная Л.Г.Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.В Запорожцем, Л.А.Венгером и др., концепция личностного развития М.Монтессори.
Теоретическая значимость исследования: проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выявлены и обоснованы педагогические условия способствующие сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста; разработана и внедрена в образовательный процесс ДОО опытно-экспериментальная программа. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан цикл занятий, экскурсий, направленных на сенсорное воспитание, разработаны методические рекомендации для педагогов ДОО.
База исследования: опытно- экспериментальная работа проводилась в МБДОУ 16 «Ромашка» г. Бирск РБ. Исследованием было охвачено 30 воспитанников детского сада. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методика 1. «Восприятие цвета» Цель: определить способность детей соотносить и дифференцировать цвета, выявить знание основных цветов (красный, зеленый, желтый); выявление особенностей восприятия цвета и понимания слов-названий сенсорных эталонов цвета, возможности их словесного обозначения.
Результаты исследования по методике «Восприятие цвета» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе, (%) По результатам обследования высокий уровень восприятия цвета в экспериментальной группе показали 13% детей; средний уровень знаний показали 47% детей; низкий уровень показали 40% детей. В контрольной группе высокий уровень восприятия цвета показали 20% детей; средний уровень показали 47% детей; низкий уровень знаний показали 40% детей.
Методика 2. «Соотнесение предметов» Цель: изучение умения детей соотносить формы предметов.
Результаты методики «Соотнесение предметов» в экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе, (%) По результатам обследования высокий уровень знаний сенсорных эталонов формы в экспериментальной группе показали 13% детей; средний уровень знаний показали 80% детей; низкий уровень показал 7% детей. В контрольной группе высокий уровень знаний сенсорных эталонов формы показали 27% детей; средний уровень показали 73% детей; низкий уровень знаний отсутствует.
Методика 3. «Почтовый ящик» Цель: методика направлена на исследование уровня развития действий восприятия, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов.
Результаты методики «Почтовый ящик» в экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе, (%) По результатам обследования высокий уровень восприятия предметов и степени обобщенности сенсорных эталонов в экспериментальной группе показали 7% детей; средний уровень знаний показали 73% детей; низкий уровень показал 7% детей. В контрольной группе высокий уровень восприятия предметов показали 20% детей; средний уровень показали 80% детей; низкий уровень отсутствует.
Результаты исследования по методике «Восприятие цвета» в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе По результатам обследования высокий уровень знаний о сенсорных свойствах предметов у дошкольников в экспериментальной группе показали 47% детей; средний уровень знаний показали 47% детей; низкий уровень показали 7% детей. В контрольной группе высокий уровень знаний о сенсорных свойствах предметов у дошкольников показали 20% детей; средний уровень показали 60% детей; низкий уровень 20% детей.
Результаты методики «Соотнесение предметов» в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе По результатам обследования высокий уровень соотнесения предметов в экспериментальной группе показали 60% детей; средний уровень знаний показали 40% детей; низкий уровень отсутствует. В контрольной группе высокий уровень знаний сенсорных эталонов формы показали 33% детей; средний уровень показали 67% детей; низкий уровень отсутствует.
Результаты методики «Почтовый ящик» в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе По результатам обследования высокий уровень восприятия предметов в экспериментальной группе показали 67% детей; средний уровень знаний показали 33% детей; низкий уровень отсутствует. В контрольной группе высокий уровень восприятия предметов показали 27% детей; средний уровень показали 73% детей; низкий уровень отсутствует.
Сравнение результатов начального и итогового этапов эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Сравнение результатов на итоговом этапе показал следующие данные: у детей экспериментальной группы наблюдается заметное повышения уровня знаний 59 %, а у контрольной группы 25 %. Дети экспериментальной группы средний уровень показали 37% детей и контрольная группа 60% детей. Низкий уровень у экспериментальной группы значительно сократился, что составил 4 %, а уровень знаний контрольной группы 15%.
Спасибо за внимание!