Практика электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Выполнила мастер п/о ПЛ 41 Кузьмина Ирина Ивановна
Ремонт электрических машин Тема урока. Приемка в ремонт, разборка и выявление дефектов электрических двигателей.
План Актуализация опорных знаний по электрическим двигателям. Приемка электрических двигателей в ремонт. Временное хранение на складе неисправных машин. Предремонтные работы. Разборка электрических двигателей, демонтаж обмотки, чистка, дефектация. Контроль полученных знаний проверить с помощью контрольных вопросов.
По своей конструкции асинхронные двигатели делятся на 2 вида : Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором Вал Подшибники Подшибниковые щиты Коробка выводов Корпус Лапы Сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой Сердечник статора с короткозамкнутой обмоткой Вентилятор и кожух вентилятора Асинхронные двигатели с фазным ротором Вал Подшибники Подшибниковые щиты Коробка выводов Корпус Лапы Сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой Сердечник статора с короткозамкнутой обмоткой Контактные кольца
Асинхронные машины получили широкое применение в современных электрических установках и являются самым распространенным видом бесколлекторных машин переменного тока. Асинхронные двигатели составляют основу современного электропривода. Области применения асинхронных двигателей весьма широкие –от привода устройств автоматики и бытовых электроприборов до привода крупного горного оборудования ( экскаваторов, дробилок, мельниц и т.д. )
1. Внешний осмотр электрических машин. Внешний осмотр электрической машины проводят с целью определения наличия всех основных сборочных единиц и деталей, а также определения возможных механических повреждений деталей машины.
. 2. Вынесение решения по приемке в ремонт. Решение о целесообразности ремонта двигателя выносится согласно ограничениям на приемку электрических машин и при наличии у двигателя характерных внешних дефектов.
3. Составление ведомости дефектов. После выявления неисправностей составляется ведомость дефектов. В ведомости указываются наличие основных деталей и узлов электрической машины и описание внешнего состояния ее механических деталей.
4. Временное хранение на складе неисправных электрических машин. Неисправные электрические машины следует временно хранить на стеллажах или специальных технических тележках.
5. Измерение сопротивления изоляции обмотки Измерение сопротивления изоляции обмотки производят мегаомметром на 500 В для двигателей напряжением до 500 В и мегаомметром на В - для двигателей напряжением свыше 500 В. Сопротивление изоляции относительно корпуса и между фазами должно быть не менее 1 МОм.
6. Проверку электрической машины на целостность подшипников, величину осевого разбега ротора проводят на холостом ходу при наличии характерного звука и вибрации вращающихся частей машины.
7. В процессе разборки машины необходимо снять кожух наружного вентилятора, сам вентилятор и отвернуть болты крепящие к станине передние и задние щиты. Подшипниковые щиты снимают при помощи легких ударов молотка.
8. Для выемки ротора из статора нужно подать ротор в сторону переднего щита и вывести из зажима, далее поддерживая ротор следует вывести его из статора.
9. В ходе очистки деталей электрической машины их нужно тщательно отчистить от пыли, грязи и смазочного масла. При необходимости промывки обмоток, нужно обдуть их сжатым воздухом, а затем промыть синтетическими моющими жидкостями нанесенными с помощью пульверизатора. Все очищенные и пригодные для повторного использования детали маркируют и сохраняют, а неисправные отправляют на ремонт или восстанавливают.
Контрольные вопросы. 1. Какова величина допустимого сопротивления изоляции между обмоткой и корпусом ЭМ напряжением до 1 кВ? а) не менее 1,0 МОм; б) не более 1,0 МОм; в) не менее 0,5 МОм; г) не более 0,5 МОм. 2. Установите связи между наименованиями деталей ЭМ и их определениями. Детали: 1) Полумуфта 2) Привод ЭМ 3) Шпоночный паз на валу ЭМ 4) Съемник 5) Вороток Определения: а) Конструкция из двух одинаковых торцевых частей и системы шкивов, предназначенная для передачи момента вращения от вала ЭМ к исполнительному механизму. б) Металлический стержень, служащий для увеличения величины плеча при вращении какого-либо винтового приспособления. в) Канавка прямоугольного сечения на валу ЭМ, предназначенная для закрепления в ней шпонки. г) Приспособление с винтовым или гидравлическим приводом для снятия подшипников, других цилиндрических деталей, плотно насаженных на вал. д) Цилиндрическая или эллипсовидная деталь с центральным отверстием, с помощью которого она насаживается на вал ЭМ, служащая для передачи движения от ЭМ к исполнительному устройству.
3. Обозначьте элементы машины постоянного тока, переместив названия на соответствующие позиции. 1. щетки; 2. станина; 3. полюсная катушка; 4. сердечник главного полюса; 5. подшипниковый щит; 6. якорь; 7. сердечник; 8. вентилятор; 9. коллектор;
4. Обозначьте элементы асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, переместив названия на соответствующие позиции. 1. станина; 2. коробка выводов; 3. обмотка статора; 4. ротор; 5. вал; 6. рым-болт; 7. подшипник; 8. подшипниковый щит;
5. Обозначьте элементы приспособления для выема ротора из статора, переместив названия на соответствующие позиции. 1. серьга; 2. ось; 3. ротор; 4. пластина; 5. кулачки; 6. вал ротора; 7. рукоятка;
6. Укажите правильную последовательность операций по приемке электродвигателя в ремонт. 1. Проверить состояние присоединительной коробки. 2. Проверить состояние щеток и контактных колец. 3. Анализ эксплуатационного журнала. 4. Составление ведомости дефектов. 5. Произвести внешний осмотр. 6. Проверить полумуфту сцепления. 7. Проверить осевой ход вала. 8. Оправка электрической машины на склад временного хранения. 7. Укажите основные неисправности, при которых электродвигатели не принимаются в ремонт. Повреждена окраска электродвигателя. Разукомплектована присоединительная коробка. Электрическая машина разукомплектована. Значительные повреждения активной части электрической машины. Обнаружено замыкание обмотки электродвигателя на корпус. Разбит корпус или щиток электрической машины. Электрическая машина снята с производства. Отсутствует шпонка в полумуфте. Асинхронные двигатели до 100 к Вт, воздушный зазор которых более заводского на 25% для двухполюсных и на 15% для многополюсных электрических машин. Обнаружен обрыв обмотки статора электродвигателя.
Литература В.Б.Атабеков. Ремонт трансформаторов, электрических машин и аппаратов. Москва Высшая школа 1988 г. М. Кацман. Электрические машины. Москва Высшая школа 1990 г. Электронный учебник.