В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.
Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке. Тредиаковский издал « Новый и краткий способ к сложению стихов Российских ». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе понятия ямба и хорея. В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров : сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры. С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступил Ломоносов. Ломоносов оспорил утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихе могут использоваться только женские рифмы, введя в русский стих мужские и дактилические рифмы. В целом Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения.
Крупнейшим поэтом второй половины XVIII в. был Державин. Творчество Державина, разнообразное по тематике и яркое по языку, завершало развитие русской поэзии. В патриотических одах Державин прославлял успехи русского оружия, полководческое искусство Суворова. Державин придерживался консервативных, а позднее даже реакционных взглядов. В отличие от него Д. И. Фонвизин выступал с критикой крепостничества. Талант Фонвизина расцвел в драматургии, где он создал подлинно самобытные произведения. Фонвизин вывел на сцену не условные образы, воплощающие пороки или добродетели, а живых людей. Крепостной произвол обобщен в его сатирических персонажах : в жестокой помещице Простаковой, в Скотинине, больше заботящемся о свиньях, чем о живых людях. Язык комедии народен, речь действующих лиц индивидуализирована. Фонвизин еще не порвал с классицизмом, но по существу был одним из первых реалистов, непосредственным предшественником Грибоедова, Пушкина, Гоголя.
Херасков Михаил Матвеевич писатель, общественный деятель. С момента открытия Московского университета в 1755 г. был сотрудником его канцелярии, директором, куратором. На сцене университетского театра выступал как актер и режиссер. Издавал в Москве первые литературные журналы. При жизни его называли российским Гомером. Наибольшую известность ему принесла поэма « Россияда », посвященная взятию Иваном Грозным Казани. Он вошел в русскую культуру прежде всего как автор масштабных эпических поэм на национально - героические темы. Кроме произведений малых поэтических жанров, Херасков написал дидактическую поэму « Плоды наук », содержащую характерные нравоучительные пассажи : философия должна « наш разум просветить, исправить наши нравы. Предписывая нам полезные уставы ». Героическая поэма « Чесменский бой » посвящена победе русского флота в Русско - турецкой войне, а эпическая поэма « Россиада » завершила процесс создания жанра эпической поэмы в русской литературе.