Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей. Особенно актуальным является изучение тревожности у подростков.
Несмотря на актуальность изучаемой темы, существует противоречие между влиянием уровня тревожности на профессиональные выборы подростков и отсутствием исследований в этой деятельности.
Проблема: какова роль влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение подростков.
– влияние уровня тревожности.
- профессиональное самоопределение.
Цель :выявить влияние тревожности на профессиональные выборы учащихся старшего подросткового возраста.
Задачи: Раскрыть понятия "тревожность", "профессиональное самоопределение". Описать особенности проявления тревожности у старшеклассников. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников. Изучить и проанализировать зависимость профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников. Подобрать комплекс занятий, направленный на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников. Апробировать подобранный психо-коррекционный комплекс на занятиях со старшеклассниками. Провести повторное изучение и анализирование зависимости профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников. Объект исследования – профессиональное самоопределение. Предмет исследования – влияние уровня тревожности.
Можно предположить, что если разработать определенный комплекс занятий направлений на корректировку тревожности, то возможно оптимальный уровень тревожности способствует осознанному профессиональному выбору. Гипотеза исследования:
Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии и педагогике по проблеме исследования. Проведение диагностики уровня тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников. Анализ изученного и собранного в результате проведенного исследования материала и его графическое обобщение в виде таблицы. Разработка и апробирование комплекса занятий по снижению уровня тревожности.
Заключается в дальнейшем расширении и конкретизации знаний об влияние уровня тревожности на профессиональные выборы учащихся старшего подросткового возраста.
Практическая значимость: Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей, непосредственно занятых практической психологической работой в учебных учреждениях (школах, интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также студентов психологических и педагогических специальностей, изучающих вопросы влияния показателей уровней тревожности на различные аспекты жизнедеятельности личности.