Структура организационной культуры Беспалова Наталья ТУП-313
Структура организационной культуры имеет три уровня: Поверхностный Внутренний глубинный
Поверхностный уровень вкл. В себя продукция или услуги, оказываемые организацией используемая технология формальное языковое общение наблюдаемое поведение работников архитектура производственных помещений и офисов Внешние организационные характеристики
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты: Мировоззрение Организационные ценности Стили поведения Нормы Психологический климат в организации
1 Мировоззрение - представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д.
2 Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников.
3 Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации.
4 Нормы - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам.
5 Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками.
В совокупности эти элементы могут дать довольно полное представление об организационной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку.
Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.
Спасибо за внимание!