В мире профессий Классный час 8 а класс Классный рук-ль: Ногаева А.Б.
Цели: ознакомить детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию. форма проведения: устный журнал. Подготовительная работа с детьми: выбрать творческую группу для проведения журнала ( 13 учеников), помочь детям в распределении рубрик, материалов ( сделать две ксерокопии материалов устного журнала из данного сценария). Оборудование : небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста. Оформление: -написать на доске тему классного часа; -написать на доске список:
План классного часа Вступительное слово Устный журнал "в мире профессий" Лишние люди на рынке труда ( Проблема ) Пять типов профессий ( Ликбез Тест " Ты и твоя профессия" Ярмарка профессий ( Лента новостей ) Суд над профессией учитель ( Криминал ) Самые редкие профессии ( занимательные факты ) Заключительное слово
Пять типов профессий Человек- природа Человек-техника Человек- человек Человек- знаковая система Человек- художественный образ
Устный журнал " В мире профессий " Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации. Вас ждут такие рубрики: " Проблема" "Лента новостей " " Ликбез" "Криминал" "Тесты", "Занимательные факты" Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий.
Проблема – «Лишние люди на рынке труда» Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай ! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такоеже положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель ещё ниже - 31%. Почему же так получилось : с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой- безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Ликбез- «Пять типов профессий» Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой ( ветеринар, агроном, гидролог,овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда- животные и растения, почва и воздушная среда. Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства. Третий тип: человек -человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец. Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы,карты, графики,рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Пятый тип: человек- художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Тест "Ты и твоя профессия" 1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей ; в) оказаться в кругу друзей 2. Из трех подарков вы предпочли бы : а) удочку, набор для вышивания ; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку ; б) с семьей или друзьями ; в) с незнакомой группой,чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу,мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные,стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения ( продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ. А те, кто набрал от 9 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии. Те, у кого оказалось от 13 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением : агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Лента новостей – «Ярмарка профессий» Web-программист, web-дизайнер-это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет. Аудитор-это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность. Бренд- менеджер-специалист, который придумывает образ продукта – бренд -и продвигает этот образ массы. Логистик- специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции. Маркетолог- в переводе с латыни "знающий рынок". Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения. Мерчендайзер- это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
Криминал- «Суд над профессией учитель» Доводы обвинения «Профессия учитель- это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств: -колоссальные нервные перегрузки на уроках; -подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи; -нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень; -отсутствие полноценных выходных ( субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т.п.); -некогда заниматься своими детьми; -неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу; -низкий уровень оплаты при очень большой отдаче; Вывод: учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.»
Доводы в защиту профессии учитель: - постоянное общение с молодежью -это верный способ сохранить молодость; -постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза; -большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям; - собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием; -рабочий день заканчивается вместе с уроками- можно заняться домашними делами; -работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение ; -зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокий квалификации получают вполне достойные деньги; Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.
Доводы "за" и "против" достаточно убедительны. Каково же будет решение суда : хороша или плоха профессия учителя?
Занимательные факты- «Самые редкие профессии» Титестер Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А ещё титестеры должны от многого отказаться : не есть жареного, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем,-смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Постижёр Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры- это ещё и гримеры, художники. создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой,но сейчас она все больше и больше востребовано в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Создатели рекламных роликов Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия- это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха- все, что вы видите на рекламе,-это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.
Рефлексия Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься ?