Система законодательств Республики Казахстан в сфере нефти и газа включают следующие нормативно-правовые акты: 1. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года 291-IV; 2. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур» от 29 марта 2016 года 479-V. г. Кызылорда, 2016 год
Статья 4. Цели и задачи законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании 1. Целями законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании являются обеспечение экономического роста и защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов. 2. Задачи законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании : 1) проведение государственной политики в области недропользования ; 2) регулирование отношений при проведении операций по недропользованию ; 3) обеспечение сочетания республиканских и региональных интересов ; 4) обеспечение воспроизводства минерально - сырьевой базы ; 5) обеспечение правовой основы при проведении операций по недропользованию ; 6) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведение операций по недропользованию.
Статья 10. Право собственности на недра, полезные ископаемые, техногенные минеральные образования и минеральное сырье 1. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности. Государственная собственность на недра является одной из составляющих основ государственного суверенитета Республики Казахстан. Государство обеспечивает доступ к недрам на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных настоящим Законом. 2. Если иное не предусмотрено настоящим Законом и контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности ( государственному предприятию Республики Казахстан - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ). 3. Переработка или иное использование техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, производится на основании контракта, заключаемого с компетентным органом или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы. Право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется контрактом.
Статья 11. Право собственности на геологическую информацию, порядок ее использования и передачи 1. Геологическая информация находится в государственной собственности, если она получена за счет средств государственного бюджета, и в собственности недропользователя на период действия контракта, если она получена за счет средств недропользователя. 2. Независимо от источника финансирования операций по недропользованию геологическая и иная информация о недрах подлежит обязательной безвозмездной передаче в собственность государства. 3. Геологическая информация предоставляется в пользование на возмездной или безвозмездной основе. Геологическая информация предоставляется в пользование на безвозмездной основе : 1) лицам, проводящим работы, связанные с геологическим изучением недр, за счет средств государственного бюджета ; 2) для научных целей в случаях, когда научные исследования финансируются из государственного бюджета и ( или ) средств национальных компаний или их дочерних организаций, являющихся субъектами научной и ( или ) научно - технической деятельности ; 3) в учебных целях – государственным, а также аккредитованным частным учебным заведениям ; 4) государственным органам ; 5) национальным компаниям, выполняющим государственное геологическое изучение недр за счет собственных средств по государственному геологическому заданию. 4. В остальных случаях геологическая информация предоставляется в возмездной основе.
Статья 35. Предоставление права недропользования 1. Предоставление права недропользования производится путем заключения контракта. 2. Контракт на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу заключается с победителем конкурса на основе его результатов.
Статья 61. Виды контрактов на недропользование 1. Для проведения операций по недропользованию применяются следующие виды контрактов для : 1) проведения разведки - контракт на разведку ; 1-1) проведения разведки лицом, которому право на разведку предоставляется в упрощенном порядке, – типовой контракт на разведку ; 2) проведения добычи - контракт на добычу ; 3) проведения совмещенной разведки и добычи - контракт на совмещенную разведку и добычу ; 4) проведения строительства и ( или ) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, - контракт на строительство и ( или ) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей ; 5) проведения государственного геологического изучения недр - контракт ( договор ) на государственное геологическое изучение недр.
Статья 64. Проект поисковых работ 1. До подписания и регистрации контракта на разведку, совмещенную разведку и добычу победитель конкурса либо лицо, с которым контракт заключается на основе прямых переговоров, разрабатывает проект поисковых работ. Проект поисковых работ должен содержать эффективную программу исследования территории, включая современные и высокоточные методы поисков и лабораторно - аналитических исследований, обеспечивающих рациональное и комплексное изучение недр контрактной территории.
Статья 65. Проект оценочных работ 1. В случае обнаружения месторождения недропользователь обязан известить об этом компетентный орган или местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в течение тридцати рабочих дней. Компетентный орган выдает разрешение на переход к этапу оценочных работ в течение одного месяца, местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы - в течение пятнадцати рабочих дней. Подтверждение обнаружения и определение сроков его оценки устанавливаются компетентным органом или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по заключению уполномоченного органа по изучению и использованию недр. Коммерческое обнаружение объявляется недропользователем.
Статья 75. Права недропользователя Недропользователь имеет право : 1) самостоятельно совершать действия по недропользованию в пределах предоставленной ему контрактной территории в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом ; 2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе минеральное сырье, если иное не предусмотрено контрактом либо законами Республики Казахстан ; 3) сооружать на контрактной территории, а в случае необходимости на иных земельных участках, предоставленных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на основании договоров пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на контрактной территории, так и вне ее пределов ; 4) инициировать переговоры о продлении срока действия контракта ; 5) привлекать подрядчиков для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением операций по недропользованию ; 6) передавать права или их часть другим лицам с соблюдением условий, установленных настоящим Законом ; 7) прекратить операции по недропользованию на условиях, определенных настоящим Законом или контрактом.
Статья 83. Разведка и пробная эксплуатация месторождений углеводородного сырья 1. Разведка включает полевые геолого - геофизические исследования, структурное бурение, бурение, опробование и испытание поисковых и разведочных скважин. Разведка ведется по утвержденному проекту поисковых работ, в котором обосновываются количество, местоположение и сроки бурения скважин, решаемые ими задачи, комплекс и объемы необходимых исследований. 2. В процессе разведки на нефтяных и газонефтяных месторождениях проводится пробная эксплуатация скважин в соответствии с проектом пробной эксплуатации. 3. Запрещается проведение пробной эксплуатации без утвержденного проекта пробной эксплуатации, а также в нарушение требований проекта пробной эксплуатации.
Статья 92. Строительство скважин 1. Все операции по строительству скважин и вводу их в эксплуатацию должны осуществляться в соответствии с проектом строительства скважин. Проекты строительства скважин подлежат согласованию с уполномоченным органом в области промышленной безопасности. 2. Проекты строительства скважин утверждаются компетентным органом в случае строительства скважин : 1) с содержанием сероводорода в газе более шести процентов от объема ; 2) на суше глубиной более пяти тысяч метров ; 3) на море глубиной более четырех тысяч метров ; 4) с устьевым давлением более тридцати пяти мегапаскалей. По иным видам скважин проект строительства утверждается недропользователем. 3. Проекты, предназначенные для строительства скважин, разрабатываются с учетом специальных нормативных требований по составлению технико - экономических обоснований, а также разработке, согласованию и экспертизе соответствующей проектно - сметной документации, утверждаемых компетентным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
Статья 1. Внести изменения и дополнения : 1) подпункт 26) статьи 20 исключить ; 2) пункт 3 статьи 85 изложить в следующей редакции : «3. В случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, сжигание в факелах попутного и ( или ) природного газа допускается по разрешению уполномоченного органа в области нефти и газа при условии соблюдения недропользователем проектных документов в пределах нормативов и объемов, рассчитанных по утвержденной уполномоченным органом в области нефти и газа методике. Порядок выдачи разрешений на сжигание в факелах попутного и ( или ) природного газа устанавливается уполномоченным органом в области нефти и газа.»; 3) пункт 4 статьи 95 изложить в следующей редакции : «4. Закачка попутного и природного газа для поддержания внутрипластового давления осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту, описывающего такую закачку, выданного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.».