Выполнила: Калинина Василина Группа Санкт-Петербургский академический университет Институт экономики, менеджмента и Информационных технологий Кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления Санкт-Петербург, 2016 г.
Местоположение Волго-Вядетский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в междуречье рек Волги и Вятки, и граничит с Северным, Уральским, Центральным и Поволжским районами. Выгодное географическое положение Волго-Вятского района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и является основным фактором формирования здесь важного экономического комплекса.
Состав: Во́лго-Вя́детский экономи́ческий райо́н один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов: Республика Марий Эл Республика Мордовия Чувашская Республика Кировская область Нижегородская область
Район расположен в центре Восточно-Европейской равнины. Равнинность его рельефа нарушают возвышенности: Приволжская, Камская, Северные Увалы.
Природные ресурсы Волго-Вядетский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Среди других европейских районов России Волго-Вядетский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.
Природные ресурсы: – нефть – небольшое месторождение в Кировской области; – горючие сланцы – также небольшие месторождения в Чувашии, Мордовии; – железные руды (Семенов, Белая Холуница); – фосфориты (крупнейшее месторождение в Кировской области, также есть месторождения в Мордовии и Нижегородской области); – поваренная соль (Дзержинск); – строительные материалы (гипс, цементное сырье – мергеле- меловые руды); – асбест (Нижегородская область);
Народонаселение Территория района 265 тыс. кв. км; население – 8,5 млн чел. Средняя плотность населения 29,1 человек на 1 км 2. Территория района заселена неравномерно, например, в Чувашской Республике она составляет 69.9, а в Кировской области 11,6 человека на I км 2. Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары. Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже средне российских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек. Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов.
Отрасли Промышленности Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго- Вятского района.
Главная отрасль специализации района машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом.
В нем сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Для него характерны широкие кооперированные производственные связи с многочисленными заводами-филиалами, смежниками (в малых и средних городах), занятыми производством запасных частей, узлов, моторов, гусеничных тягачей, автомобильных шин и покрышек. Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные высококвалифицированными кадрами: машиностроение неметаллоемкое и средней металлоемкости, тесно связанное с Уралом, Центрально-Черноземным, Северным районами и с Украиной по металлу, а также с заводами местного производства металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках и с заводами сталелитейным и прокатным в Нижнем Новгороде, в Кирове.
Широкое развитие получило производство подъемно- транспортного, газокомпрессорного оборудования, для трубопроводного транспорта, авиационное машиностроение, производство экскаваторного (Саранск), добывающего и дробильно-размолочного оборудования (Белая Холуница), тракторостроение (Чебоксары), производство деревообрабатывающих станков (Киров), листоштамповочных автоматических линий (Рузаевка), электроавтоматического медицинского оборудования, контрольно-измерительных приборов. Перепрофилирование военно-промышленных предприятий оборонного комплекса, дальнейшее совершенствование электронной промышленности еще более усложняет состав машиностроения в районе за счет высокотехнологичных, наукоемких, высоко трудоемких, неметаллоемких производств основы технического прогресса в народном хозяйстве России.
Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической полимерной химии (полиакрилатов, капролактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожзаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений). Развитие химической промышленности в районе было вызвано прежде всего большими потребностями автомобилестроения и других производств в химикатах. Доля производства химической продукции в промышленности в 1995 г. уменьшилась до 9,7% (с 10,5% в 1990 г.). В структуре химической промышленности повысился удельный вес производства минеральных удобрений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также производства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии.
Центры по производству искусственных кож Богородск, Йошкар-Ола, Киров, резинотехнических изделий Саранск, автомобильных шин Киров. Производство продукции лесохимической промышленности на базе отходов лесозаготовок и деревообработки размещено вблизи соответствующих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в основном в Кировской и Нижегородской областях (Балахнинский лесопромышленный комплекс, поселки Вахтан, Ветлужский).
Промышленность строительных материалов района не обеспечивает полностью потребность района в строительных материалах. Производство в районе цемента, стекла, железобетонных изделий, кирпича остается дефицитным.
Пищевая промышленность района наряду с легкой в 1995 г. занимала второе место после машиностроения. Производство продуктов питания в ВВЭР в целом не полностью удовлетворяет спрос, в расчете на душу населения находится ниже среднего уровня по Российской Федерации. Размещена пищевая промышленность по территории района повсеместно, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку грибов, лесных ягод. Основывается пищевая промышленность преимущественно на собственном сельскохозяйственном производстве
Транспорт и Экономические связи Волго-Вядетский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Система широтных железнодорожных магистралей, характерная для региона, обеспечивает интенсивно растущий транспортно- экономический обмен между восточными и западными регионами России.
Транспорт и Экономические связи Наиболее тесные связи Волго-Вядетский экономический район осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.
Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России! С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо- Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км.
Источники: vyatsky/volgovat.htm vyatsky/volgovat.htm ph p ph p