Психология деятельности и познавательные процессов. Выполнили: Губернаторова А. и Ситникова Е.
Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое внешним воздействиям, так и раздражителями идущими от внутренний среды организма. Центральное место в психике человека занимает познавательные процессы: Деятельность; Ощущение и восприятие; Внимание; Память; Воображение; Мышление; Речь.
Деятельность Деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие чел-ка с окр. средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деят-ть человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации.
Характеристики деятельности: 1. предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете); 2. субъектность (субъект обладает активностью); 3. целесообразность; 4. опосредованный характер (орудия, социум) 5. социальная природа. Основными формами деятельности являются: познание, общение, труд. Основными видами деятельности – игра, учение, труд.
В основе мотивов деятельности лежат потребности. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. В потребностях состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. На уровне осознания и устойчивости мотив может трансформироваться в цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого рез-та, на достижение кот. направлено действие человека. Цели следуют отличать от мотивов деятельности. В мотивах, как и в целях, предвосхищено возможное будущее, но оно соотносится с самим чел-ком. Мотивация – совокупность факторов псих-го характера, детерминирующих и объясняющих поведение человека. В эту систему факторов входят: мотивы, потребности, цели, намерения, стремления и желания.
Ощущение и восприятие. Ощущение-простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. Отражают: основные внешние признаки предметом и явлений; состояние внутренних органов.
Виды ощущений: Экстерорецептивные: -зрительные -обонятельные -вкусовые -слуховые -температурные -тактильные Интерорецептивные: -ощущение боли -ощущение равновесие -ощущение ускорение Проприорецептивные: мышечно-двигательные.
Восприятие – один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира. Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание.
Особенности восприятия: Предметность. Качество, которое формируется под влиянием на нас окружающей среды. Основной вклад в её развитие делают прикосновения и движения, которые позволяют нам осваивать предметный мир вокруг нас. Целостность и структурность. Механизмы восприятия позволяют нам делить некоторые объекты на «детали» не нарушая при этом их целостности. Оценивая какой - то предмет, мы признаём его целостную структуру и можем выделать его качества и свойства. Константность. Под константностью следует понимать относительную стабильность длинны, величины, формы, цвета, освещённости. Избирательность. Процесс восприятия может характеризоваться и избирательностью. Именно благодаря ей мы воспринимаем лишь ту информацию из нашего окружения, которая нам необходима.
Внимание. Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Виды внимания: Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. Функциями внимания являются: обнаружение сигнала Бдительность поиск избирательное внимание распределённое внимание
Память. Па́мять это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Виды памяти: Генетическая память-память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводиться по наследству. Механическая память-это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
Процессы памяти. запоминание Сохранение Воспроизве дение Узнавание Забывание Виды памяти. Наглядно- образная Словесно- логическая Двигательная Эмоциональная
Характеристика памяти. Свойства памяти Объём Быстрота Точность ГотовностьДлительность
Воображение. Воображение-это психический процесс создание новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение Активное Пассивное Творческим Воссоздающим Преднамеренным Непреднамеренным
Мышление. Мышление-это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Особенности протекания Связано с практической деятельностью человека Отражений связей и отношений в словесной форме Исходит из живого созерцания, но не сводиться к нему Опора на знания Опосредованный характер
Содержание мышления. Мышление Мыслительные операции Формы мышления Виды мышления Способы мышления -Анализ -Синтез -Сравнивание -Абстрагирование -Обобщение -Конкретизация -Понятие -Суждение -Умозаключение -Наглядно- действенное -Образное -Отвлеченное -Индукция -Дедукция
Речь. Речью называется процесс практического применения человека языка для общения с другими людьми. Функции речи в психологии Виды речи: - мотивацию; - устная; - планирование; - письменная; - реализацию; - внутренняя; - контроль. - внешняя;
Свойства речи Выразительность Содержательность Воздействие Понятность Поучение Наставление Совет Просьба Инструктаж Приказание