Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
У детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
* задачи: * Закрепление различных методов запоминания. * Развитие фотографической памяти. * Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать
обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
1 этап – рассматривание таблиц и разбор того что на ней изображено; 2 этап – осуществляется перекодирование информации, т.е. Преобразование из символов в образы, например: домик(рисунок домика),волк(рисунок зубов волка), медведь(большой коричневый круг ); 3 этап – пересказ сказки с опорой на символы.
Подготовка дополнительного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение, беседа с детьми произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей во время НОД.
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить использовать знаки-символы как план пересказа; закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
У детей появится желание пересказывать сказки – как во время НОД, так и в самостоятельной, свободной деятельности; расширится круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед детской аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению, проявлению социально-коммуникативных навыков в кругу сверстников и взрослой аудитории
Спасибо за внимание!