Учреждение образования « Брестский государственный колледж связи » Организация научно - исследовательской работы учащихся Брест, 2011
Основные требования к научно - исследовательской работе Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. Новые представления ( понятия ) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешённую проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания
Требования к процессу исследования Побуждать учащихся формировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряжённой обстановке, особенно путём обсуждений в малых группах. Предоставлять учащимся возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Требования к преподавателю, реализующему исследовательский подход к обучению Преподаватель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен : Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся и уметь ставить перед учащимися реальные задачи в понятной для учащихся форме. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнёра учащихся, избегать директивных приёмов. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учащимися данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике. Предоставлять возможность для регулярных отчётов учащихся, рабочих групп ; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса учащихся к проблеме Способствовать продолжению учащимися научно - исследовательской деятельности
Критерии выбора учебных проблем Учащиеся принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения Учёт предшествующей подготовки и опыта учащихся Учебная проблема должна быть достаточно серьёзной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность учащихся Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена ( этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для её решения ) К решению реальной проблемной задачи могут привлекаться умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин
Требования к рукописи исследовательской работы Текст рукописи исследовательской работы должен быть напечатан на пишущей машинке ( компьютере ) на одной стороне листа бумаг формата А 4 через 1 интервал. Разрешается вписывание формул в текст работы от руки ( чёрные чернила или гелевая ручка черного цвета ). При оформлении работы рекомендуется оставлять поля вокруг текста следующих размеров : левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее 15 мм. Контуры полей не наносятся. Страницы нумеруются. Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим тестом должно быть равно трём интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка расположенного посреди строки, не ставят. Не допускается подчёркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Фразы начинающиеся с новой ( красной ) строки, печатаются абзацным отступом от начала строки равным 1,25 см. Объём предоставляемой работы, выполненной в соответствии с вышеуказанными требованиями – до 20 печатных страниц.
Структура исследовательской работы На титульном листе исследовательской работы указывается полное наименование учреждения образования, название темы, фамилия, имя руководителя, его должность, ученая степень ( если таковая имеется ), место нахождения учреждения образования, место и год выполнения работы. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся разделы работы с указанием страниц. Введение. Здесь обосновываются в краткой форме актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод ( или методы ) исследования, сообщается, в чём заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. В главах основной части исследовательской работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Заключение. Эта часть работы играет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Список используемой литературы ( прилагается обязательно с указанием года и месяца издания первоисточника ). Приложения.
Общие требования к оформлению тезисов исследовательской работы В тезисах необходимо в предельно краткой форме изложить основные положения исследовательской работы ( без подробных комментариев ) без указания списка использованной литературы. Тезисы работы должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок. Объём текста тезисов – не более 2- х страниц. Текст тезисов должен быть набран на компьютере и распечатан на одной стороне белой бумаги формата А 4 ( стандартный машинописный лист ). Оформление производится в текстовом редакторе Microsoft Office Word через 1 интервал, шрифтом 12 пунктов с отступом от края сверху и с низу по 2 см (20 мм ), справа – 2 см (20 мм ) и формируется по ширине всего листа. Контуры полей не наносятся. К печатному материалу тезисов прилагается электронный носитель с текстом тезисов.
Последовательность работы над проектом Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность преподавателя Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают тему проекта с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся 2. Планированиеа ) Определение источников необходимой информации Формируют задачи проекта Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся б ) Определение способов сбора и анализа информации Вырабатывают план действий в ) Определение способа представления результатов Выбирают и обосновывают критерии успеха проекта г ) Распределение задач ( обязанностей ) между членами рабочей группы