Владимир Маяковский
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства х гг.
Семья. Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси ( ), затем в 5-й московской гимназии ( ), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества ( , исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).
Отреставрированный дом-музей Владимира Маяковского в Москве,2015 г г. Дом Владимира Маяковского
Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно- художественную группу футуристов Гилея (см. Футуризм). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников- авангардистов Бубновый валет и Союз молодежи. Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее лесенкой ), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей. В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно- художественную группу футуристов Гилея (см. Футуризм). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников- авангардистов Бубновый валет и Союз молодежи. Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее лесенкой ), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы Гилея Пощечина общественному вкусу, где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре Луна-парк в 1913 его стихотворной трагедии Владимир Маяковский (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из Союза молодежи П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.
Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в устной форме с эстрады, на вечерах, диспутах (ср. название его сборника Для голоса, 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, рваный синтаксис, разговорность и нарочито фамильярная (панибратская ) интонация:... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?. В сочетании с высоким ростом (здоровенный, с шагом сажень им ) и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника безъязыкой улицы в адище города, слова которого не могут быть красивы, они судороги, слипшиеся комом.
Любовь это сердце всего Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. Любовь вымучивает душу страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в буржуазном обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что теперь не время любовных ляс, поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма Про это, 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского в неоконченном вступлении к поэме Во весь голос (1930).
Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте пароходу и человеку"/1926 г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.
Маяковский и Мейерхольд Маяковский горд за свою могучую Родину: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза! " Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /"Юбилейное", "Сергею Есенину", "Во весь голос" и др./ Он пишет "о месте поэта в рабочем строю", о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью. Маяковский горд за свою могучую Родину: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза! " Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /"Юбилейное", "Сергею Есенину", "Во весь голос" и др./ Он пишет "о месте поэта в рабочем строю", о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности, вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствие с которыми он строил всю свою жизнь от одежды и походки до любви и творчества. Комедии Клоп (1928) и Баня (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего бронзового советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства самоубийству.
В фильме «Не для денег родившийся».
С О. Брик